Лекция 5. Индивидуальное измерение культуры
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак
История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а "самостоянье человека" превращает его в историческую личность.
Ю. М. Лотман
Чего я хочу? – Познать себя в отношении к естественному порядку вещей и подчиниться ему.
Эпикур
...Прав тот, кому Бог подарил жизнь как совершенный подарок.
Д. Хармс
1. Универсальные компетенции.
• Социально-личностные и общекультурные:
ü готовность руководствоваться ценностями и нормами, основанными на принципах гуманизма;
ü способность принимать этические нормы, личностное многообразие и социально-культурные различия.
• Общенаучные:
ü понимание личностной типологии, основных концепций и принципов социокультурного взаимодействия на индивидуальном уровне.
2. Инструментальные:
ü эффективное межличностное взаимодействие, основанное на принятии ценностей других людей как носителей разных культур.
3. Профессионально ориентированные:
ü готовность к работе в команде для решения профессиональных задач.
Ключевые слова: личность, индивид, индивидуальность, ритуалы, физический компонент культуры, творчество, значения, ценности, нормы.
Индивидуальный уровень культуры
До сих пор мы рассматривали культуру на макроуровне, в ее социальном измерении, как общественное достояние, транслируемое от поколения к поколению, создаваемое, сохраняемое и "трансформируемое" обществом. Вместе с тем культура – явление вовсе не абстрактное, а реальное, воспринимаемое и репродуцируемое не только "поколением", но и отдельными людьми.
Каждый человек выступает носителем определенных культурных образцов, или паттернов культуры, – национальной, профессиональной, конфессиональной, возрастной и т.п. Личность "черпает" из общества культуру как совокупность предметов (в широком смысле слова, не только материального характера), но присваивается культура только через распредмечивание. Смысл процесса распредмечивания обретается в формировании способностей к деятельности по производству собственных образцов – поведенческого, интеллектуального, овеществленного свойства – аналогов тех, с которыми человек сталкивается как член общества. Таким образом возникает удивительный феномен индивидуальной культуры: с одной стороны, человек выступает как целостная, общественная структура, аккумулирующая в себе комплекс универсальных небиологических, социально транслируемых знаний и отношений, а с другой стороны, он являет собой уникальный образец этой культуры, неповторимый в своих индивидуальных проявлениях.
Личная культура, культура отдельного человека в определенном смысле более богата, чем культура общества, так как общество обладает механизмом отбора культурных фактов, в основе которого лежит общественная полезность, целесообразность правил и прецедентов человеческой деятельности в разных социальных сферах, причем целесообразности универсальной, пригодной "для всех". В индивидуальной культуре, с одной стороны, закрепляются и развертываются эти универсальные культурные факты, но с другой стороны, образуются артефакты собственные, уникальные, задающие неповторимость облика личности. Однако поскольку человек – явление социальное и он не может проявлять себя вне сообщества, то возникает промежуточная структура – коллектив, в который человек включен и который, в свою очередь, составляет элемент структуры всего общества. Понимание этого момента становится все более значимым в современном мире, и нс случайно такое внимание придается сегодня корпоративной культуре.
Отметим существенное различие обыденных и научных представлений о характере "культурности" человека. Если в повседневных оценках друг друга люди используют понятия "культурный" – "некультурный", имея в виду в основном форму поведения, общий уровень образованности, то с точки зрения строгой науки некультурных людей не существует. Каждый из нас сочетает как общее, универсальное, характерное для той культуры, в которой человек формируется, так и индивидуальное, особенное, являющееся следствием воздействия на него непосредственного окружения и того выбора, который человек совершает сам. Значит, каждый человек культурен. А уж носителем образцов какой именно культуры он выступает – академической или криминальной, предпринимательской или "лохотронной" – это второй вопрос (разумеется, с точки зрения строгой социальной науки). Исключение составляют "маугли", т.е. люди, выросшие в силу тех или иных, как правило трагических обстоятельств, вне социального окружения, в природе; они-то как раз "некультурны". Не случайно художественная литература и кино используют этот сюжет, выстраивая его на оппозиции "природное – культурное" в человеке.
Но если принять тезис о том, что все культурны, то не приведет ли это к обезличиванию, "омассовлению" общества? Как же тогда дифференцировать людей? Мерой "культурности" выступает степень инкультурации.
Я никогда не хотел и не мог чему-либо на свете подчиниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. Парадокс моего существования в том, что, будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был социален, так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей.
Я принадлежу к тому типу людей и ктой небольшой части поколения конца XIX и начала XX века, в которой достиг необычайной остроты и напряженности конфликт личности, неповторимой индивидуальности с общим и родовым.
Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 320–321.