Индивидуальная психология А. Адлера: от "комплекса неполноценности" к личностному росту
А. Адлер (1870—1937) в своей концепции индивидуальной психологии во многом противостоял теории З. Фрейда. А. Адлер рассматривал человека как единое целостное, самосогласующееся существо, т.е. индивидуум представляет собой неделимое целое в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, между сознательным и бессознательным, имеет единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом своем проявлении. А. Адлер дал название своей теории "индивидуальная психология", поскольку в латыни "индивидуум" означает "неделимый", т.е. "сущность, которую нельзя разделить".
Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поэтому все поведение человека происходит в социальном контексте, социальные детерминанты определяют поведение и жизнь человека, в результате у людей формируется социальный интерес — стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с людьми.
А. Адлер полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, превосходству, развитию своих способностей. А. Адлер писал: "Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой". Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других — она развивается в конструктивном и здоровом направлении (принимает форму стремления к росту, развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни). Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства нал другими, а не становясь более полезными другим.
По А. Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Социальный интерес отражает степень заинтересованности человека во взаимодействии с людьми, в общественной солидарности. Для развития социального интереса необходима включенность в отношения с другими людьми. Особенно большое значение на развитие социального интереса оказывают члены семьи, и прежде всего мать. Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. Социальный интерес выступает основным критерием психического здоровья человека. Душевно здоровые люди стремятся не только к личному счастью, но и к благополучию других людей.
А. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности является корнем всех невротических стилей жизни. А. Адлер полагал: "Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру".
Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: амбиции, зависть, недоверие и пр. А. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека".
Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.
Порядок рождения детей в семье способен влиять на формирование стиля жизни. Например, первенец получает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, первенец чувствует себя в положении "монарха, лишенного трона", пытается вернуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит поражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стремится к власти и лидерству, становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Положение единственного ребенка в семье обусловливает то, что он слишком много получает заботы от родителей, привыкает ожидать такой же заботы от других людей, и стиль его жизни характеризуется эгоцентризмом и зависимостью, наличием трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.
Положение второго (среднего) ребенка в семье обусловливает непроизвольное соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится соперничество, честолюбие, стремление доказать свое превосходство, ориентация па достижения. Положение младшего (последнего) ребенка обусловливает то, что он, с одной стороны, часто становится "баловнем" семьи, окруженным заботой родителей и старших братьев, сестер, но, с другой стороны, у старших детей больше привилегий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может детерминировать либо стремление к борьбе, достижению превосходства ("борящийся младший ребенок", возможный будущий революционер), либо нарастание комплекса неполноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т.п.
Позиция ребенка в семье обусловливает возникновение определенных проблем, которые могут все-таки по-разному восприниматься ребенком, и поэтому описанная выше тенденция формирования жизненного стиля нежестко проявляется в каждом случае: дети, находящиеся в любой позиции, могут вырабатывать .побью стили жизни в зависимости от субъективного восприятия и решения ими жизненных проблем.
А. Адлер отмечает, что в случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности).
Управляющий тип — это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других, и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы, преступники и т.п.).
Берущий тип — люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше.
Избегающий тип — у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят от всего, что грозит трудностями или неудачей.
Социально-полезный тип — это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем — работа, дружба, любовь - требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
А. Адлер полагал, что человек, живущий для других, счастливее индивидуалиста, стремящегося к собственному превосходству как личной власти.
Ученый описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются:
1) органическая неполноценность — частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что он отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. А. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут "сверхкомпенсировать" первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени;
2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. А. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют;
3) отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. А. Адлер отмечал: "Изучая биографии наиболее значительных врагов человечества, бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми".
Когда чувство неполноценности преобладает или социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они замкнуты на себе, что неизбежно ведет их к поражению. Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе.
Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный "комплекс неполноценности" (замаскирован в стремлении к личному превосходству, власти), важно:
1) понять специфический стиль жизни человека;
2) помочь человеку понять себя;
3) усилить социальный интерес.
Психологический рост — это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности.