Индивидуализация обучения
Второе направление инновационного развития педагогической науки и практики связано с новейшими достижениями в отраслях человековедения, информатики, массовой коммуникации. Современное развитие науки о мозге, энергоинформационной педагогики открывают невиданные возможности перехода на индивидуальные образовательные программы. Это направление можно очертить как индивидуализацию обучения.
Если открытые современной наукой знания о человеке, гипотезы о механизмах воспитания будут подтверждены, если наука их примет, а практика подтвердит, то всю теорию педагогики и ее технологии придется переписывать заново. Если существуют "врожденные идеи", если действительно ребенок уже все знает от рождения, если знания "вытягиваются" из самого ученика, а не "засыпаются" в его голову, как считалось раньше, то воспитательную систему необходимо перестраивать на новый тип взаимоотношений. Совсем иными представляются методы, формы, организация познавательного процесса.
По крайней мере, в свете новых научных исследований мы можем наконец понять то, чего до сих пор не понимали в произведениях выдающихся педагогов прошлого, более отчетливо представить себе механизмы эдукационных процессов, осуществляемых древними дидаскалами (греч. didaskalos – учитель в Древней Греции). Например, Сократ говорит о майевтике (греч. maieutike – букв, "повивальное искусство"). Какое отношение она имеет к учебе? Оказывается, непосредственное, потому что означает "вытягивание плода", т.е. мысли, из самого человека. Майевтику следует понимать как "рождение мысли", "вытягивание ее из самого человека". Себя Сократ назвал майевтиком, т.е. "акушером мысли". Задача педагога – помочь мысли родиться в голове ученика, поэтому учитель не передает знания, а лишь помогает спрятанным в глубинных структурах мозга идеям выходить на поверхность, появляться в сознании. Учитель ничему не учит: он восстанавливает в сознании человека то, что тот уже знает. Он не учитель, а помощник природы. Своим искусством ставить вопросы, направлять мысль в нужное русло дидаскал способствует тому, что знания как бы всплывают на поверхность, осознаются, проясняются, становятся понятны самому ученику. Эвристические беседы – непревзойденный способ понять природу ученика и, приспосабливаясь к ней, родить вместе с ним его знание. Методы насильственного вдавливания знаний в душу человека – негуманные по своей сущности. Мудрые педагоги всегда выступали против подобного насилия, хорошо понимая, что насильно мил не будешь.
Как сегодня можно ответить на старинный философский вопрос: "Кто есть ученик – сосуд, который требуется наполнить, или факел, который нужно зажечь?" Каждый человек – факел, который зажигается посредством правильного воспитания. Примитивно обработанный воспитанием человек – сосуд, который наполнили некоторым набором сведений, забыв возбудить и развить ум. Отсюда понятия "высокого" обучения духовными учителями одаренных умов, и "низкого" заполнения оперативной программы отрывками случайных сведений случайными людьми, случайно оказавшимися на учительском месте...
Необходимо активно перестраивать педагогику, учитывая новейшие знания о человеке. Опираясь на совокупность познаний о человеке, его цели, траектории жизни, допустимых пределов существования, а также известную нам информацию о функционировании его мозга и сознания, механизмы воспитания нужно сделать прозрачными, а последствия – прогнозируемыми.
Когда-то в давние времена учеба была индивидуальной, и лишь впоследствии она стала доступной для широких слоев населения, а обучение стало групповым. Школы возникли, когда на эдукацию появился массовый спрос. В свою очередь, массовый спрос возник тогда, когда судьба человека, точнее, его карьера, стали зависеть от образования, приобретенного в школе и подкрепленного сертификатом. Массовая эдукация имеет множество недостатков и только одно преимущество – она малозатратна. Продуктивность массового обучения низкая.
Сегодня эдукация возрождается на своих природосообразных принципах и возвращается в индивидуальное русло. Лишь прицельная педагогическая деятельность способна реально обеспечить все запросы ученика и поднять его на максимально доступный для него уровень. Репетиторство, которое сегодня расцветает буйным цветом во всем мире, – пока еще первая стихийная попытка перехода на индивидуальные маршруты эдукации. Настоящий расцвет индивидуализации начнется, когда всемирная информационная паутина сделает очередной шаг вперед и станет реально доступной для каждого жителя Земли. Получать образование можно будет по индивидуальным образовательным программам, а учиться – где угодно и когда угодно. Процесс отмирания школы начался и быстро нарастает. Фактически вопрос упирается в законодательное признание индивидуально полученных уровней образования и развития.
Сегодня нам среди множества технологий робко предлагают и технологию индивидуального обучения. Но это скорее благие намерения, чем реальны шаги, потому что осуществить настоящий индивидуальный подход в условиях массового обучения невозможно. Часть педагогов пытается отстаивать традиционную модель, утверждая, что детям лучше учиться вместе. Действительно, во взаимообучении есть определенные преимущества, но недостатков больше. Даже простые люди уже задаются вопросом: зачем идти в школу, когда все равно придется нанимать репетитора, который подготовит (гарантированно!) школьника к ЕГЭ? Начинаются брожения среди старшеклассников, которые отказываются посещать школьные уроки, предпочитая работу с персональным наставником.
Конечно, в близкой перспективе школа еще сохранится – как институция надзора за детьми, потому что им пока негде и не к чему приложить свои молодые силы. Но индивидуализация образования на основе средств массовой коммуникации уже настойчиво стучится в двери.