Индивидуализация
Факторы индивидуализации
• Генотип, наследственность
• Неповторимость ("логистика") жизненного пути
• Непрограммированные ситуации
• Рефлексия и самоопределение
Индивидуализация
• "Тонкая доводка" социализации
• Формирует уникальную, неповторимую личность
• Личность как социально-культурная ценность (ср. Иисус, Пушкин, Будда).
Только осознавая свои мотивы, цели и идеалы, критически их осмысливая, человек ухватывает нити своей мотивации. Поэтому по-настоящему цельной, действующей на основе собственных убеждений личность может стать только в результате рефлектирующей индивидуализации. Чем глубже рефлексия, тем обоснованнее внутренняя мотивация поступков. Отрефлектированная индивидуализация не противостоит социализации, а является ее наиболее полным и зрелым выражением. Возможность совершать самостоятельные поступки предполагает, таким образом, самостоятельное мышление, а значит, и сомнение на какой-то стадии рефлектирующего самосознания. Сомнение, непослушание и отклонение от норм и образцов в определенном смысле есть необходимое условие становления и развития личности, ее самопрограммирования.
Это обстоятельство признается в подавляющем большинстве мировоззренческих концепций и даже в религиозной морали. Последняя, например, отдает предпочтение покаявшемуся грешнику перед изначальным праведником. Так, в известной библейской притче о блудном сыне рассказывается о непутевом сыне, промотавшем свою часть отцовского наследства и, тем не менее, с большой радостью принятом отцом вновь, когда он вернулся в отчий дом. Более того, своим вниманием отец выказал даже предпочтение ему перед другим сыном, никогда не покидавшим дом и заботившимся о родителях. Эпическим сомнением является и осмысление библейским Иовом своих жизненных испытаний. Речь идет о серьезнейшем испытании веры в Бога добропорядочного человека, когда на него обрушивается лавина незаслуженных, на его взгляд, утрат, лишений и катастроф. Основные положительные персонажи Нового Завета, главной для христиан части Библии, – это раскаявшиеся мытари, блудницы, апостол Павел, первоначально жестоко преследовавший христиан, и т.п., т.е. те, кто принял христианскую мораль не изначально автоматически, а в результате сознательного выбора. Именно сознательный выбор представляет моральную ценность, предполагается как необходимый этап становления личности, вочеловечения человека.
Библия в этом плане не уникальна. В аккадско-шумерском эпосе "Гильгамеш", в древнеиндийской "Махабхарате", киргизском "Манасе", карельском эпосе "Калевала", скандинавских "Старшей Эдде" и "Младшей Эдде", других эпосах и мифологиях речь также идет о сомнении, непослушании и противоречии предначертанным правилам и нормам, которое становится испытанием человеческого духа и фактически не отрицает нравственности, а углубляет ее, поскольку итогом становится самостоятельное осознание и выбор личностью истинного пути. Еще в религиозно-мифологическом сознании таким образом начинают складываться представления о послушании через непослушание, о том, что сама человеческая сущность предполагает возможность непокорности, отклонения от норм, что "послушание" свободного человека отличается от абсолютного и безусловного повиновения.
В философии Нового времени (XVII–XVIII вв.) сомнение закрепилось как один из принципов мировоззрения. Методологический принцип сомнения (подвергать изначальному сомнению все и вся), сформулированный Р. Декартом, стал одним из принципов формировавшейся науки. Его развитием стала установка ничего не принимать на веру и все подвергать сомнению, испытанию и проверке. Нетрадиционность мысли и действия, "инакомыслие" и отклонение от сложившихся стереотипов – необходимое условие любой творческой деятельности. В истоках любого творчества лежит неприятие и недовольство человека существующим. Поэтому талантливые люди нередко обладают так называемым трудным характером.
Отклонение от общепринятого, "самопрограммирование" – удел не только выдающихся деятелей, ученых, художников, но и обычных людей. Жизнь как в профессиональной, так и в бытовой среде очень часто ставит человека в ситуации, когда он за неимением социального образца поведения вынужден в себе самом находить пути решения, самодостраивать собственный опыт. Особую роль при этом играют трудные, критические и кризисные жизненные ситуации.
Личность есть центр, в котором находят себя социальная культура и общественное сознание. Сознание и поступки личности в конечном итоге есть единственный путь и способ их воплощения. С этой точки зрения личность можно рассматривать одновременно и как индивидуально реализуемую, но социально значимую пробу возможных вариантов человеческого самоизменения, и как практическую пробу общественного на его человеческую состоятельность.
Каждый человек рождается как биологическая особь (как еще одна генетическая копия биологического вида), но каждая личность занимает свое единственное место в жизни. "То место, где я стою, – писал Μ. М. Пришвин, – единственное, тут я все занимаю, и другому стать невозможно. Я последнюю рубашку, последний кусок хлеба готов отдать ближнему, но места своего уступить никому не могу, и если возьмут его силой, то на месте этом ничего для себя не найдут и не поймут, из-за чего я на нем бился, за что стоял". В жизни человека нет и не может быть заместителей.
Индивидуально неповторимый опыт может стать общезначимой социально культурной ценностью, потому что социальная культура производит отбор не только ценностей культуры, но и поступков, биографий личностей, которые выступают в качестве социально значимых образцов, воплощения определенных идей, а то и духовного содержания целой эпохи. Для общества оказываются важными не только их деяния, но и внутренний духовный мир, мотивы их поступков, идеи, которыми они руководствовались, важна сама индивидуальная неповторимость их мыслей и чувств. Гомер, Сократ, Данте, Пушкин – личности, важные не только сами по себе, через них определяется смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ целых эпох и культур.