Индикативное планирование
Сущность метода индикативного планирования, применявшегося в послевоенные десятилетия, состояла в том, что правительство разрабатывало долгосрочные и среднесрочные планы и программы развития на базе стандартных национальных и международных факторов, влияющих на экономическое развитие. Для таких целей в работу по планированию привлекались лучшие ученые и специалисты университетов и исследовательских центров. Участие частных фирм в реализации таких планов и программ имело добровольный характер. Но система поощрений и льгот была привлекательной и вовлекала в их реализацию крупные частные компании. На базе индикативного планирования были разработаны многие важные программы: в авиационной промышленности, транспортном машиностроении, химической, электротехнической, космической отраслях, производстве ЭВМ и современных информационных технологий. Система индикативного планирования Франции за годы своего существования (с момента ее введения Жаном Монне в 1946 г.) привлекла к себе огромное внимание во всем мире. Упрощенно можно выделить три периода такого планирования во Франции.
Первый период (1947-1961 гг.). Франция переживала сложнейший период послевоенной реконструкции, ей нужны были дополнительные ресурсы. Важность и значимость задачи, решаемой с помощью индикативного планирования, были обусловлены сложной ситуацией в стране, а отечественный крупный капитал был не особенно "крупным" и не мог решить задачи национального возрождения. Поэтому государство установило долгосрочные экономические приоритеты и взяло на себя ряд инструментов прямого регулирования экономики, которое осуществлялось, в частности, через министерство планирования ("плаиификации"). Министерство проводило довольно сложные работы по координации деятельности всех крупных хозяйственных организаций с целью направить их усилия на реализацию крупных проектов с соответствующими параметрами.
Второй период (1962-1975 гг.). Для этого периода было характерно установление парламентского регулирования вопросов макроэкономического планирования. В них широко вводились социальные параметры, а сам показательный характер плана стал более очевиден. Поскольку экономика перешла от этапа восстановления и повторяющихся спадов к новому качественному периоду - достаточно интенсивному экономическому росту, установление жестких целей не имело приоритетного значения в экономической политике к концу этого периода.
Третий период (середина 1970-х - 1980-е гг.). Этот период начался с первого нефтяного кризиса в 1973 г. Возрастающие трудности в экономическом развитии ухудшили репутацию индикативного планирования (как и кейнсианства в целом, что мы рассмотрели ранее). Надо учитывать и то, что указанное планирование во многом проводилось с ориентацией на внешние события либо с целью компенсации ущерба, нанесенного в результате внутренних политических изменений. Например, в аналитических подразделениях правительства Франции (в министерстве планирования) не исследовали вариант сценария повышения цен на нефть арабскими странами ОПЕК в результате войны между евреями и арабами (1973 г., 1983 г.). Этот явный недоучет ситуации в целом ослабил институт индикативного планирования. Его роль в экономической политике заметно снизилась, хотя сам институт планирования сохранился в структурах правительства. Его сохранению содействовали две причины:
1) Генеральный комиссариат планирования являлся центром обсуждения и анализа обоснованности макроэкономических задач государства, выполняя работу, выходящую за пределы собственно планирования (планификации). По сути, в последний период его деятельность представляла собой обычный экономический и социальный анализ, проводимый подобными ему учреждениями во многих развитых странах;
2) процесс планирования интегрировал взаимоотношения между государством и провинциями. После того когда был принят Закон о децентрализации 1982 г., согласно которому новыми полномочиями наделялись непосредственно выбранные региональные органы власти, был заключен ряд контрактов о планировании между Парижем и провинциями. Благодаря этому их в отношениях стал доминировать селективный подход, в том числе с точки зрения удовлетворения региональных потребностей в той степени, в которой они были связаны с макроэкономическими задачами центра, а последние достаточно фундаментально обосновывались в институтах планирования.