Индекс потребительских цен и другие обобщенные ценовые показатели
При расчете любого обобщенного ценового показателя необходимо решить целый ряд проблем. Рассмотрим некоторые наиболее важные из них.
Данные о текущем уровне цен в стране и его изменении необходимы постоянно и "в режиме реального времени" - для принятия множества разнообразных экономических решений. Например, они нужны социальным органам - для постоянной индексации пенсий и стипендий, профсоюзам - для аргументированной борьбы за повышение заработных плат, банкирам - для коррекции процентных ставок и т.д. Следовательно, требуется отслеживать, "замерять" средний уровень цен в стране и в отдельных регионах как можно чаще, как минимум раз в месяц, - и тут же публиковать результаты замеров. Но в таком оперативном режиме физически невозможно наблюдать абсолютно за всеми ценами в стране. Поэтому статистики идут на компромисс: из всего многообразия товаров и услуг выбирают те, цены на которые в наибольшей степени интересуют "потребителей" информации. Такую избранную совокупность товаров и услуг называют корзиной. Но интересы у всех разные. Так, обычных потребителей и социальные службы прежде всего интересуют цены на продукты питания, непродовольственные товары (например, стоимость одежды) и услуги потребительского назначения (например, стоимость проезда на пассажирском транспорте). Бизнесменам более интересны цены в производственном секторе экономики (например, на стройматериалы, энергоресурсы, грузовые перевозки), риэлторы интересуются ценами на недвижимость и услуги аренды и т.д. Поэтому существует множество различных корзин и, соответственно, множество ценовых показателей. Среди них индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей (ИЦП), индекс цен на рынке жилья, индекс цен строительной продукции,
индекс тарифов на грузовые перевозки, индекс цен производителей сельхозпродукции и др. Каждый из показателей отражает средний уровень цен в определенной области. Наиболее часто для оценки уровня инфляции применяется индекс потребительских цеп (далее - ИПЦ), показатель, характеризующий изменение среднего уровня цен только на потребительские товары и услуги. Наиболее общим ценовым показателем, скорее всего, можно считать дефлятор. Но публикуется он с большим запозданием, подобно ВВП: это плата за широту охвата.
Так же, как нельзя напрямую складывать килограммы колбасы с литрами бензина, нельзя складывать и их цены - они тоже имеют разную размерность (рублей за килограмм, рублей за литр). Поэтому складываются не сами цепы, а безразмерные соотношения текущих и базовых цен: , где- текущие цены i-го вида продукции в момент времени t, а - базовые цены i-го вида продукции.
Разные цены в составе обобщенного показателя, как правило, имеют разную "важность". Например, если для ИПЦ расчет ведется на основе корзины потребительских товаров и услуг, то в ней цены на молоко имеют больший вес, чем цены на печатные издания. Сильный рост цен на молоко для среднестатистического россиянина будет более болезненным, чем рост цен на печатные издания на столько же процентов, потому что на молоко тратится большая доля его бюджета. Таким образом, мы приходим к необходимости расчета не простого среднего, а средневзвешенного уровня цен:
По подобному принципу рассчитываются все обобщенные ценовые показатели, упомянутые выше. Здесь - обобщенный уровень цен на товары и услуги из даннойкорзины, п - общее число товаров и услуг в корзине, и - соответственно текущие и базовые цены i-го продукта из корзины, a Wi - вес, с которым i-й продукт учитывается в общем ценовом показателе. При этом в сумме все веса должны давать единицу (или 100%): . Как правило, каждый вес равен доле расходов на соответствующий продукт в суммарной стоимости всей корзины. Дополнительную информацию о способах расчета обобщенных ценовых показателей можно найти в Приложении к данной главе, во вставке "Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера".
Как на практике определяются ценыи веса Wi? К примеру, при расчете ИПЦ цены регистрируются ежемесячно в различных торговых точках по всей России. При этом каждый раз получаются и обрабатываются данные о сотнях тысяч цен. Для определения весов wi. проводятся обследования бюджетов домашних хозяйств, используются экспертные опенки, данные о структуре розничного товарооборота и другие источники. Обновление системы весов осуществляется раз в год, и это делает Росстат объектом некоторой критики. Однако, по всей вероятности, в настоящее время у него нет возможности осуществлять это обновление чаще. В табл. 2.5 приведены веса, которые Росстат использовал для расчета ИПЦ в 2012 г.