Индексы цен в социально-экономическом анализе
Индексам цен принадлежит ведущая роль при изучении изменений цен во времени и пространстве. Известно, что попытки простейшего измерения динамики цен на различные товары имели место еще в XVI в. с наступлением эпохи капиталистических отношений и развитием внешнеторговой деятельности. В зарубежной экономической литературе считается, что наиболее ранними обобщающими показателями изменения цен были индексы, предложенные в 1735 г. французским экономистом Ш. Дюто и итальянским экономистом Д. Р. Карли в 1751 г.
Оба показателя имели существенный недостаток, ограничивающий их применение – игнорирование удельных весов товаров в общем товарообороте. Во второй половине XIX в. в практику расчетов индексов цен была введена агрегатная форма, в которой изменение цен увязывалось с конкретной массой товаров. Формула первого взвешенного агрегатного индекса цен, известная как индекс Ласпейреса, была предложена в 1871 г.:
где – количество товара в базисном периоде; и – цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах.
Таким аналитическим индексом пользуется Бюро статистики труда США для построения индекса оптовых цен. Базисной ценой
() в этом случае является скользящая средняя за три последних года, предшествующих анализируемому. Взвешивание осуществляется по физическому объему продукции базисного периода ().
Другой вид взвешенного агрегатного индекса – индекс Пааше:
где – количество товара в отчетном периоде.
Индекс цен Пааше представляет собой сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам продукции текущего периода, а индекс цеп Ласпейреса – сравнение агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам базисного периода. Индексы цен Ласпейреса и Пааше в связи с различиями в структуре весов дают неодинаковые результаты, разница в которых может достигать в случае долгосрочных и международных сопоставлений нескольких процентов. Это связано с тем, что обе формулы не отвечают тесту обратимости факторов и частично требованиям теста обратимости во времени.
Американским ученым И. Фишером, разработавшим тесты правильности построения индексов в работе "Построение индексов" (1927), была предложена формула средней геометрической из индексов Пааше и Ласпейреса. Она получила название "идеального" индекса цен, или индекса Фишера:
В этой формуле удовлетворяется одно из требований теории индексов – независимость от выбора базы сравнения. Этот индекс использовался незначительное время в расчетах Конъюнктурного института народного комиссариата финансов и ЦСУ СССР для расчета индексов покупных и продажных цен разного уровня в государственной, кооперативной и частной торговле. В настоящее время индекс Фишера используется главным образом в международных сопоставлениях ВВП. Следует отметить, что названные выше агрегатные индексы цен Пааше и Ласпейреса были построены значительно раньше английским экономистом Т. Манном (1609) и русским экономистом Ф. Вирсге (1803)[1].
В мировой статистической практике и научных исследованиях применяются, хотя и значительно реже, и другие агрегатные индексы цен:
• индекс Лoy ,
где – средняя величина реализации товаров за два или большее число периодов;
• индекс Джевонса ,
где и – цены базисного и отчетного года различных товаров; п – число товаров;
• индекс Маршалла, предназначенный для пространственнотерриториальных сопоставлений
или
Однако эти индексы цен широкого применения в отечественной статистической практике не нашли но разным причинам: из-за условности весов, отсутствия экономического содержания, трудностей в получении оперативной информации и др. Индексы цен в российской статистике рассчитываются на основе формул Ласпейреса и Пааше, что объясняется их четким экономическим смыслом, удобностью и оперативностью практических расчетов. Причем из-за последнего обстоятельства предпочтение отдается индексу Ласпейреса. В системе индексов цен, наряду с агрегатными формами индексов, широкое применение получили индивидуальные индексы цен и индексы средних цен. Индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены конкретного товара (услуги):
где – цена на товар в текущем периоде; – цена на товар в предыдущем периоде; – цена товара в периоде, принятом за базу сравнения.
Согласно свойству круговой сходимости величина базисного индекса цен определяется как произведение цепных индексов. Например,
Индивидуальные индексы цен применяются при изучении динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг. Они используются в различных модификациях агрегатных формул сводных индексов цен. Так, например, индексы Ласпейреса и Пааше можно записать в виде соответствующих формул среднеарифметической и среднегармонической:
В этих формулах индивидуальные индексы цен позволяют выявить роль отдельных товаров в формировании сводного индекса цен. При исчислении цепных и базисных общих индексов цен в статистической практике часто используется модифицированная формула Ласпейреса с рекурсивной системой расчета стоимостных весов. Она имеет следующий вид:
где – текущий период; – предшествующий период; 0 – базисный период.
В этой формуле изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т.е. в каждый период времени базовые веса умножаются на последнее значение индекса цен.
Тем самым обеспечивается постоянная натуральная основа весов при изменении ее стоимостной оценки в соответствии с изменением цен по группам товаров. Кроме того, модифицированная формула является более универсальной по сравнению со стандартной формулой Ласпейреса, поскольку в ней используется непрерывная цепь вычислений, что облегчает задачу замены товаров при нестабильном состоянии производства и реализации. Пример расчета индекса цен приведен в табл. 25.6. Рассчитаем сводные индексы цен.
Цепные индексы цен:
а) январь к декабрю предыдущего года
б) февраль к январю
в) март к февралю
таким образом, в указанные периоды наблюдался незначительный рост цен на продукцию завода.
Базисные индексы цен:
а) январь к декабрю предыдущего года
Таблица 25.6
Методика расчета индекса цен на основе модифицированной формулы Ласпейреса
Виды продукции |
Стоимость продукции, тыс. руб. |
Стоимость продукции, тыс. руб. |
|||||
январь к декабрю |
февраль к январю |
март к февралю |
январь в ценах декабря |
февраль в ценах января |
март в ценах февраля |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = (гр. 2×гр. 1) |
6 = (гр. 3×гр. 5) |
7 = (гр. 4×гр. 6) |
А |
123 |
101,2 |
100,9 |
101,8 |
124,476 |
125,596 |
127,857 |
В |
95 |
102,1 |
100,5 |
101,2 |
96,995 |
97,480 |
98,650 |
С |
112 |
101,8 |
100,7 |
100,8 |
114,016 |
114,814 |
115,732 |
Итого |
330 |
101,7 |
100,7 |
101,3 |
335.487 |
337,89 |
342,239 |
б) февраль к декабрю или
в) март к декабрю
или
или
т.е. за три месяца цены в марте но сравнению с декабрем выросли на 3,7%. Таким образом, рекурсивная система расчета индексов цен сводится к использованию в качестве весов для индексов цен текущего месяца к предыдущему весов базисного периода в ценах предшествующего месяца. По такой же методике рассчитываются индексы цен каждого периода (месяца, квартала) текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Это позволяет частично устранить влияние сезонных колебаний на динамику цен. Одной из задач статистики является расчет средних цен по группам товаров (услуг) и анализ их изменения. Средние цены определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных производителей или регионов. Средние цены по группам товаров (услуг) формируются под влиянием многих ассортиментных и территориальных структурных сдвигов, сезонных колебаний предложения и спроса и др. В связи с этим изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен, исчисленных по отдельным товарам-представителям, прежде всего тем, что учитывает не только изменение конкретных цен на отдельные товары, но и влияние фактора структурных сдвигов.
Важнейшими факторами, определяющими структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, территориальные сдвиги в размещении производства и реализации товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д. В связи с этим средние цены не всегда могут быть использованы для характеристики динамики цен на основе метода временны́х рядов.
Индексный анализ динамики средних цен заключается в построении индексов переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов:
Между указанными индексами существует Вперед взаимосвязь:
Если индекс постоянного состава рассчитывается по методике Ласпейреса (), то индекс структурных сдвигов соответ-
ственно имеет вид: . Следует помнить, что индексы постоянного состава и структурных сдвигов в различных схемах отличаются не только формулами, но и получаемыми результатами (за исключением случая, когда индекс постоянного состава равен единице). Индексы средних цен целесообразно рассчитывать при изучении цен как одного товара, так и однородных товарных групп по различным территориям и субрынкам. В этом случае структурный индекс отразит влияние изменения качества товара, перераспределения товарной массы, изменение структуры продаж и денежных доходов населения. Для примера возьмем данные о реализации картофеля за август и сентябрь на четырех рынках Санкт-Петербурга (табл. 25.7). Рассчитаем средние цены продажи картофеля по месяцам:
т.е. средние цены продажи картофеля снизились на 1,1%, хотя по каждому рынку в отдельности они не изменились. В индексе средних цен отразилось влияние изменения в структуре продаж картофеля и соответственно в структуре денежных расходов населения, которое совершает больше покупок на сравнительно дешевом рынке картофеля (доля продаж Южного рынка выросла с 20,4 до 26,6%):
Если использовать методику Ласпейреса, то получим такие же результаты.
Таблица 25.7
Данные реализации картофеля на рынках г. Санкт-Петербурга
Рынки |
Август |
Сентябрь |
Структура продаж, % |
|||
Объем продаж (<7о), тыс. кг |
Цена 1 кг (р0), руб• |
Объем продаж (¢0, тыс. кг |
Цена 1 кг (pi), руб. |
|||
Кузнечный |
450 |
15 |
480 |
15 |
39,8 |
36,5 |
Василеостровский |
180 |
13 |
195 |
13 |
15,9 |
14,8 |
Торжковский |
270 |
14 |
290 |
14 |
23.9 |
22,1 |
Южный |
230 |
12 |
350 |
12 |
20,4 |
26,6 |
Итого |
1130 |
1315 |
100,0 |
100,0 |