Индексный метод в анализе динамики объемов производства и реализации продукции
Одной из важных задач в теории индексного анализа является вопрос об оценке влияния изменения факторов на изменение результативного показателя. Для реализации этой задачи в статистике используются аддитивные, мультипликативные и смешанные модели. В аддитивных моделях факторные признаки представлены в виде факторов-слагаемых, в мультипликативных – в виде факторов-сомножителей, в смешанных может использоваться как произведение, так и суммирование факторов. При этом аддитивная модель всегда может быть представлена в мультипликативной форме путем замены одного или нескольких слагаемых специально конструируемыми факторами-коэффициентами.
Основные задачи индексного факторного анализа сводятся:
– к оценке влияния относительного изменения факторов на относительное изменение результативного показателя;
– оценке влияния абсолютного изменения факторов на абсолютное изменение результативного показателя;
– определению доли абсолютного прироста, вызванного изменением каждого фактора, в общем приросте результативного показателя.
На практике различают простейшие двухфакторные модели, в которых результативный признак (у) зависит от двух факторных признаков (х1 и х2), и многофакторные, в которых на результативный признак оказывают влияние несколько факторных признаков (х1, х2, х3 и т.д.).
Итак, начнем рассмотрение поставленных задач с простейшей двухфакторной мультипликативной модели.
В анализе объемов продукции примером такой модели может служить модель для оценки влияния товарной продукции (ТП) и коэффициента отгрузки (Ко) на общее изменение отгруженной продукции (ОН):
ОП = ТП×Ко. (2.9)
Заметим, что в теории индексного анализа принято различать индексы объемных или количественных показателей (физического объема продукции, физического объема товарооборота) и индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости). При построении этих индексов в классической теории существует следующее "правило": индексы объемных показателей должны строиться по весам базисного периода, а индексы качественных показателей – по весам отчетного периода. Соответственно, оценка влияния количественных показателей на изменение результативного показателя должна осуществляться при сохранении качественного показателя на уровне базисного периода, и наоборот, оценка влияния качественных показателей на изменение результативного показателя производится при сохранении количественного на уровне отчетного периода.
В описываемой модели объем товарной продукции - количественный показатель, а коэффициент отгрузки – качественный. Следовательно, для оценки влияния товарной продукции на изменение отгруженной продукции коэффициент отгрузки будет фиксироваться на уровне базисного показателя, а при оценке влияния коэффициента отгрузки на объем товарной продукции – на уровне отчетного периода.
Итак, для оценки влияния объема товарной продукции на общее изменение отгруженной продукции (ΔΟΠ(ΤΠ)) используют следующую формулу
(2.10)
где– абсолютное изменение объема товарной продукции за рассматриваемый период; – коэффициент отгрузки базисного периода.
Формула для оценки влияния коэффициента отгрузки на общее изменение отгруженной продукции имеет вид:
(2.11)
где – абсолютное изменение объема коэффициента отгрузки за рассматриваемый период; – объем товарной продукции отчетного периода.
Многофакторная мультипликативная модель получается путем последовательного разъединения результативного показателя на его составляющие. В качестве такой модели рассмотрим модель следующего вида:
(2.12)
Представленная модель может быть преобразована в модель, содержащую меньшее число факторов, путем представления произведения двух рядом стоящих факторов в качестве одного укрупненного. Укрупнение факторов возможно в результате последовательного перемножения факторов как слева направо, так и справа налево, а также путем объединения двух или более рядом стоящих в модели факторов. Например, произведение коэффициента отгрузки на коэффициент товарности даст показатель, характеризующий долю отгруженной продукции в общем объеме валовой продукции, т.е. ОП/ТП × ТП/ВП = ОП/ВП. Следовательно, при построении многофакторных моделей, имеющих в качестве результативного объемный показатель, всегда можно указать единственно возможную последовательность расположения факторов. Итак, исходную модель (2.12) можно преобразовать в модель, включающую в себя меньшее количество факторов:
(2.13)
или
(2.14)
Модели, в которых в качестве результативного показателя выступает объемный (количественный) показатель, называются полными. Такие модели можно преобразовать в неполные, исключив из них последний по порядку объемный показатель. В этом случае в качестве результативного будет выступать не количественный, а качественный показатель. Тогда исходная модель (2.12) будет выглядеть следующим образом:
(2.15)
Прежде чем перейти к рассмотрению методики факторного анализа, поясним экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ качественных показателей, включенных в модель (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ качественных показателей
Показатель |
Формула расчета |
Экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ |
Коэффициент реализации |
Показывает долю стоимости реализованной продукции в общем объеме отгруженной продукции |
|
Коэффициент отгрузки |
Показывает долю стоимости отгруженной продукции в общем объеме товарной продукции |
|
Коэффициент товарности |
Показывает стоимость товарной продукции, приходящейся на рубль валовой продукции |
|
Коэффициент внутрипроизводственного комбинирования |
Показывает долю стоимости валовой продукции в общем объеме валового оборота |
Для оценки влияния факторов на результативный показатель представиммодель (2.15) в виде следующих сомножителей: .
Относительная форма анализа влияния изменения факторов на изменение результативного показателя будет выглядеть следующим образом:
или (2.16)
Влияние каждого фактора в представленной модели устанавливается путем последовательного исключения факторов. Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
ПРИМЕР 2.3
Имеются следующие данные по предприятию за I и 11 кварталы:
Показатель |
I квартал |
II квартал |
Объем товарной продукции, тыс. руб. |
7500 |
8400 |
Коэффициент отгрузки |
0,75 |
0,86 |
Необходимо определить абсолютное и относительное изменение общего объема отгруженной продукции, а также оценить влияние каждого фактора на изменение этих показателей.
Решение
Первоначально определим общий объем отгруженной продукции по формуле (2.9) и найдем его абсолютное изменение за рассматриваемый период. Данные представим в табличном виде.
Показатель |
I квартал |
II квартал |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
Объем товарной продукции (ТП), тыс. руб. |
7500 |
8400 |
+900 |
112,0 |
Коэффициент отгрузки (К0) |
0,75 |
0,86 |
+0,11 |
114,7 |
Объем отгруженной продукции (ОП), тыс. руб. |
5625 |
7224 |
+1599 |
128,4 |
Для оценки влияния отдельных факторов на это изменение воспользуемся формулами (2.10) и (2.11):
Проверим правильность расчетов: ΔΟΠ = 675 + 924 = 1599 (тыс. руб.).
Выводы. Вследствие увеличения объема товарной продукции на 900 тыс. руб. объем отгруженной продукции увеличился на 675 тыс. руб., а вследствие увеличения коэффициента отгрузки на 0,11 – на 924 тыс. руб. Таким образом, общее увеличение объема отгруженной продукции во II квартале по сравнению с I кварталом составило 1599 тыс. руб. Вследствие роста объема товарной продукции на 12% и роста коэффициента отгрузки на 14,7% увеличение объема отгруженной продукции составило 28,4%.