и условия транспортировки
Условия INCOTERMS являются составной частью договора купли-продажи (поставки) товара. Вместе с тем выбор базиса поставки и условия транспортных договоров, обеспечивающих сделку, тесно взаимосвязаны.
Условия INCOTERMS, прежде всего, определяют обязанности сторон по заключению договора перевозки. При выборе базисов, относящихся к группам С или D, обязанность заключения договора перевозки возлагается на продавца, тогда как на условиях групп Е и F эта обязанность лежит на покупателе.
Далее, выбор базиса определяет возможности применения тех или иных видов транспорта или технологий транспортировки. Согласившись на условия поставки CFR или C1F, продавец должен обеспечить перевозку исключительно водным транспортом, поскольку эти условия INCOTERMS прямо возлагают па продавца обязанность заключения договора перевозки товара в порт назначения морским или речным судном.
Использование базиса FOB не сочетается с применением технологии "Ro-Ro", которая предполагает передачу груженого транспортного средства в распоряжение администрации портового терминала и не позволяет определить момент погрузки, который, согласно условиям данного базиса, соответствует переходу рисков с продавца на покупателя.
Если покупатель намерен в процессе транспортировки осуществить перепродажу товара с использованием оборотного перевозочного документа, то базис поставки и вид транспорта должны выбираться с учетом возможности получения от перевозчика или экспедитора такого документа — морского коносамента или мультимодального коносамента FIATA.
Еще один аспект взаимосвязи INCOTERMS и организации транспортировки заключается в том, что многообразие условий транспортных договоров не позволяет полностью зафиксировать в стандартных базисах так называемую широко распространенную коммерческую практику. Ее особенности должны дополнительно учитываться в договоре купли-продажи, а иногда требуют заключения дополнительных договоров.
Речь идет, в частности, о погрузке товара при использовании условий FOB и выгрузке его с судна при использовании базисов CFR и CIF. При использовании базиса FOB фрахтованием судна занимается покупатель. Если перевозка выполняется по линии, то все грузовые операции в портах отправления и назначения и на борту судна осуществляются, как правило, оператором линии. Соответствующие издержки включаются в линейный тариф и, таким образом, оплачиваются покупателем (так называемый FOB Liner Terms). Обязанностью продавца в данном случае является только доставка товара на терминал порта отправления.
Но если судно фрахтуется на основе рейсового чартера, то существует, по крайней мере, шесть стандартных вариантов распределения расходов по погрузке, выгрузке и укладке (штивке) груза на борту судна между судовладельцем и фрахтователем. В соответствии с этими вариантами судовладелец:
- оплачивает все перечисленные работы (gross terms);
- не оплачивает погрузку в порту отправления (free in);
- оплачивает только выгрузку (free in and stowed);
- оплачивает погрузку и укладку груза (free out);
- оплачивает только укладку груза на борту судна(/гее in and out);
- свободен от оплаты всех операций с грузом (free in and out and stowed).
Расходы по выбранному варианту включаются в перевозочный тариф, а те операции, от оплаты которых судовладелец свободен, должен оплатить фрахтователь судна. Если, например, судно зафрахтовано покупателем на широко распространенных условиях free in and out and stowed (fios), то на продавца, помимо необходимости оплаты погрузки и укладки груза в порту отправления, может быть возложен ряд обязанностей, вытекающих из договора фрахтования, который заключил покупатель: обеспечение причала для погрузки судна, обеспечение выполнения оговоренных норм времени погрузки, агентское обслуживание судна и др. Все они должны быть специально оговорены в контракте купли-продажи.
Выполняя эти обязанности, продавец должен также учитывать так называемые обычаи порта — сложившуюся в конкретном порту практику взаимоотношений участников транспортного процесса. Обычай порта может устанавливать способ доставки груза к судну, порядок исчисления времени, необходимого для выполнения грузовых работ, возможность выполнения погрузки круглосуточно и в праздничные дни, размеры и порядок оплаты соответствующих надбавок стивидорам, метод исчисления стояночного времени, порядок оплаты причальных сборов, обязанности грузоотправителя при погрузке судна и ряд других условий.
"Зеркальная" ситуация имеет место при использовании базисов CFR или CIF, когда фрахтование судна осуществляет продавец, а в договор купли-продажи могут вноситься дополнительные обязательства покупателя по обеспечению обработки судна в порту назначения.
Таким образом, формальное включение в договор базиса FOB, CFR или CIF без анализа условий договора фрахтования и обычаев портов может привести к неприятным неожиданностям для участников сделки и осложнить ее выполнение.
При подготовке договора купли-продажи рекомендуется, не ограничиваясь одной только ссылкой на выбранный базис, полностью включать соответствующие условия в текст договора, проверяя их соответствие другим положениям контракта, а также условиям договоров перевозки. Желательно, чтобы участники сделки должным образом информировали друг друга о таких условиях и поясняли свою позицию соответствующими статьями в договорах купли-продажи.
К числу основных вопросов, которые должны быть отражены в транспортном разделе договора купли-продажи, относятся:
срок или период отгрузки товара (при использовании базисов групп Е, Е, С);
- срок или период поставки товара (при использовании базисов группы О);
— наименование пункта отправления (при использовании базисов групп Е, г7);
— наименование пункта назначения (при использовании базисов групп С, F);
— точное наименование мест передачи товара (склад продавца, транспортный или таможенный терминал, порт, аэропорт и т.д.);
— описание порядка передачи товара: непосредственно покупателю, через перевозчика, через экспедитора, через терминального оператора и т.д.;
— порядок взаимного информирования о готовности товара к грузовым операциям и о сроках прибытия транспортных средств;
— условия оплаты расходов по всем операциям, связанным с транспортировкой;
- вид договора, на основании которого будет выполняться международная перевозка;
- виды транспортных документов, которыми будет подтверждаться исполнение обязательств сторон;
- нормы времени погрузки и выгрузки;
- порядок расчетов по сверхнормативным простоям транспортных средств (демередж) или сокращению времени грузовых операций (диспач);
- транспортная тара, упаковка и маркировка товара;
- обязательства по заключению дополнительных договоров при транспортировке (с экспедиторами терминальными операторами, стивидорными компаниями и т.д.);
- вопросы транспортного страхования груза.
Указание сроков отгрузки и доставки, а также пунктов отгрузки и доставки в договоре купли-продажи должно соответствовать их указанию при использовании выбранного базиса поставки (табл. 8.9).
Таблица 8.9. Учет пунктов маршрута и сроков в различных базисах поставки
Следует иметь в виду, что при подготовке и анализе договоров купли-продажи и при выборе базиса поставки необходимо во всех случаях руководствоваться официальным текстом соответствующей редакции INCOTERMS, а не сведениями, приведенными в справочных или учебных пособиях, которые бывают неполными или неточными.