Импрессионизм. Впечатлительная личность, наслаждающаяся красотой мира, омытого светом
Ортега-и-Гассет считал, что нельзя
...определить искусство Клода Моне, сказав, что он написал Богоматерь или вокзал Сен Лазар, или искусство Дега, отметив, что он изображал гладильщиц, балерин и жокеев. А ведь для обоих художников эти объекты, кажущиеся темами их картин, не более чем предлог, - они действительно их писали, но могли писать что угодно другое. Что им было важно, что поистине было темой их полотен - это воздушная перспектива, зыбкое радужное марево, окутывающее вокруг все без исключения.
Что такое импрессионизм
Термин "импрессионизм" (фр. impressionnisme от фр. impression - впечатление) произошел от картины Клода Моне "Impression: Soleil Levant" - "Впечатление. Восход солнца"). Впервые будущие импрессионисты появились на выставке, получившей название "Салона отверженных", состоявшейся в 1863 г. Художники, отступившие от академизма в живописи, осмелились выставить свои картины. Император Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт) повелел выделить отдельный зал для произведений, отбракованных жюри. Попавшие в немилость у академиков живописи полотна были выставлены в том же Дворце индустрии, что и экспозиция официального Салона, но в других залах, куда вел отдельный вход. Так впервые в истории искусства был открыт принцип существования альтернативного искусства. Этих художников стали называть "нарушителями приличий", "независимыми" и "непримиримыми". Зрители пошли в этот зал, чтобы окончательно посрамить художников, отвергнутых знатоками. Но посрамление не состоялось: многие испытали чувство художественного наслаждения от увиденных шедевров. Так новое художественное направление впервые заявило о себе.
Термин был употреблен критиками иронически, почти издевательски. Однако Моне и его единомышленники сочли, что ничего обидного в этом наименовании нет (сам Моне говорил, что он стремится передать мгновенность), даже наоборот - наконец найдено точное определение их стиля и поэтики. С этого момента импрессионистами стали именовать всех независимых художников, противостоявших Академии и писавших в духе Моне. А сами художники, объединившись в группу, начали издавать журнал "Импрессионист".
Нельзя сказать, что для французского искусствоведения понятие "впечатление" (impression) было чуждым, его использовали при характеристике пейзажного творчества еще К. Коро, Ш. Ф. Добиньи и И. Йонкинда. А Ж.-Ж. Руссо утверждал, что всегда стремится сохранять свое первичное впечатление от природы.
Импрессионизм - художественное направление, стремящееся естественно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои впечатления.
Художественная концепция
Импрессионизм - художественное направление (вторая половина XIX - начало XX в.), инвариантом художественной концепции которого стало утверждение: эмоционально отзывчивая, впечатлительная личность способна видеть красоту мира, омытого светом.
Или, другими словами, это утверждение устойчиво присуще всем произведениям импрессионизма независимо от их сюжета, композиции, используемых художественных средств.
Импрессионизм открыл новый тип восприятия реальности. В отличие от реализма, сосредоточенного на передаче типического, импрессионизм сосредоточен на особенном и единичном и их субъективном видении художником. Импрессионизм утверждал впечатлительного, созерцающего человека, способного видеть красоту в простых, чувственно достоверных явлениях, счастливо воспринимающего общедоступные радости бытия - ощущение света, солнца, земли, моря, неба.