Имидж России и российского бизнеса
Политическая неопределенность и чрезмерные расходы бюджета негативно повлияли на имидж России: в январе 2012 г.Fitch снизило ожидания по рейтинг}' страны с "позитивного" на "стабильный". Moody's и S&P пока не заявляют об изменениях рейтинга. Впрочем, эксперты не исключают, что социальная тема в предвыборной гонке может еще больше очернить Россию в глазах международных рейтинговых агентств.
Рейтинг России остается на уровне ВВВ, но ожидания по нему падают с "позитивного" на "стабильный", заявило рейтинговое агентство Fitch. "Позитивный" уровень ожиданий был присвоен России в сентябре 2010 г. за быстрое восстановление после кризиса. Тогда же экс-глава Минфина Алексей Кудрин уверял, что рейтинги России могут быть повышены в ближайшие год-два. Позже, в январе 2011 г., аналитик Fitch Владимир Редькин в интервью Bloomberg также оценивал шансы России на повышение рейтинга как "очень высокие".
Однако за это время в экономике страны многое изменилось, отметили в Fitch. "Повысилась политическая неопределенность в стране, и ухудшился глобальный экономический прогноз", - приводят в агентстве слова директора аналитической группы Fitch по суверенным эмитентам Чарльза Севиля.
Политическая неопределенность увеличивает риск бегства капитала (в 2011 г. чистый отток увеличился с 34 млрд долл. в 2010 г. до 84 млрд долл.), а правительство не желает корректировать налогово-бюджетную политику и сокращать дефицит ненефтяного бюджета. Рост расходов привел "к усилению уязвимости при потенциальном снижении нефтяных цен" (цена на нефть, при которой балансируется бюджет, в 2012 г. достигла 117 долл./барр.), добавляют в Fitch.
Повышение рейтинга России возможно, если будет сокращен дефицит ненефтяного бюджета, продолжится снижение инфляции и будут проведены структурные реформы, улучшающие деловой климат1.
Рейтинговые агентства внимательно следят за тремя факторами: за реальными темпами экономического роста в России, колебаниями стоимости нефти и цен на сырье, потому что это формирует основную доходную часть российского бюджета, а также за предвыборными обещаниями и программами кандидатов в президенты. Партнер Ernst & Young О. Данилин считает: "Они будут также крайне внимательно следить за темпами проведения реформ и всем тем, что касается мер социальной политики. В условиях нестабильной экономики новые социальные обещания могут привести к новым социальным расходам, что может замедлить экономический рост и снизить кредитный рейтинг страны. У Путина шансов выйти из ситуации без примирения с обществом и увеличения социальных расходов нет, поэтому ситуация с ухудшением рейтингов возможна".
Сложившиеся предубеждения, необъективная оценка внутриполитической ситуации в России, недостаток целенаправленных и регулярных мер, способствующих разрушению стереотипов, недостаточное информирование мировой общественности о реально происходящих в России событиях - все это негативно влияет и на образ российского бизнеса. Уже в феврале 2007 г., по результатам исследований под названием "Трастбарометр", в ходе которого опрашивалось большое количество лидеров общественного мнения - бизнесменов и политиков из разных стран, в целом по общему рейтингу доверия русский бизнес находился на одном из последних мест в мире. Список претензий к российскому бизнесу обширен: ненадежность в выполнении обязательств, аффилированность с властью, отсутствие прозрачной структуры собственности, отсутствие четких механизмов управления, отсутствие внимания к обеспечению промышленной и экологической безопасности, охране труда и здоровья работников, криминализованное.
Чтобы изменить сложившееся положение, России необходимо развивать систему "внешнего" государственного PR. Необходима продуманная, долгосрочная и дорогостоящая PR-кампания (например, в 2007 г. на рекламу России за рубежом из госбюджета было выделено всего 137 млн руб. Для сравнения: по независимым оценкам, на проведение саммита С# в Санкт-Петербурге было потрачено приблизительно 250 млн долл.)1, которая должна основываться на реальных позитивных изменениях в стране. Необходимо привлекать профессиональные PR -агентства для выявления этих изменений в экономической политике, в развитии рынка и грамотно акцентировать внимание зарубежных стран на них.
Важным шагом к улучшению имиджа страны должна стать правильная работа с иностранными компаниями в России. Даже одна негативная ситуация может повлиять на отношение к российскому бизнесу за рубежом. Именно это все наблюдали в случае с "Газпромом" в проекте "Сахалин-2" и в конфликте вокруг Ковыктинского месторождения.
Для улучшения имиджа национального бизнеса на международной арене целесообразно продвигать следующие установки:
o прозрачность функционирования;
o стабильность работы российских компаний (сочетание грамотного управления и стабильности макроэкономической ситуации в стране);
o конкурентоспособность компаний;
o законодательная защищенность деятельности компаний;
o позитивный образ руководителей компаний.
Бизнес-кругам следует участвовать в официальных мероприятиях, которые проводят органы государственной власти, в экспертных ассоциациях, аналитических центрах, рассказывать о своей деятельности, стремиться к максимальной открытости информации. Российские организации должны нанимать лоббистские компании, которые отстаивали бы интересы бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях власти и влияли на принимаемые властью решения. В развитых странах принято обращаться к PR -агентствам при выходе на новые товарные рынки, приобретении активов за рубежом и размещении акций на фондовых биржах. Эту практику необходимо перенять и российскому бизнесу.
Кроме того, российские компании должны в полном объеме использовать те преимущества, которыми они обладают: масштабность и размеры бизнеса (что позволяет им выступать в качестве субъекта поглощений), финансовая мощь, необходимые знания развивающихся рынков, мощная, по гибкая корпоративная структура, большие амбиции, не боязнь приходить на такие рынки, которые для других компаний являются слишком рискованными, способность принимать быстрые решения.
Большое влияние на формирование образа всего бизнеса оказывает имидж отдельных крупных личностей. Высшее руководство РФ на данный момент обладает достаточно позитивным имиджем в западных бизнес-кругах, и это необходимо тоже использовать. Любая крупная сделка требует согласования с властью, ее политической поддержки и лоббирования.
Согласованность действий крупных российских корпораций с национальными интересами России позволит повысить эффективность деятельности отдельных отечественных компаний на мировом рынке и, в конечном итоге, благотворно скажется на социально-экономическом развитии страны в целом. В свою очередь, государству следует более ответственно подходить к отбору компаний и проектов, которым может быть оказана поддержка. Были случаи, когда подобная помощь государства не была объективно обоснована и во многом определялась лоббистскими возможностями конкретных компаний. Здесь должны учитываться как состоятельность самой компании, так и значение зарубежного проекта с точки зрения национальных интересов России. При этом государство не должно втягиваться в недобросовестную конкуренцию между отдельными бизнес-структурами.
Безусловно, поддержка со стороны государства должна быть сбалансированной, так как чрезмерная активность государства в поддержке прямых инвестиций российских компаний за рубежом может быть негативно воспринята иностранными партнерами как расширение контроля Кремля над трансграничными операциями, а зарубежные органы регулирования будут крайне неохотно давать разрешение на осуществление подобных сделок. На определенном этапе государство должно дистанцироваться от процесса заключения сделки.
Брендинг страны необходим для улучшения "финансового имиджа" государства, привлечения инвестиций, решения других текущих проблем, стоящих перед властью, коммерческими структурами, общественными организациями. Для государств накопленный имиджевый капитал превращается в инвестиции и иные виды ресурсов. Имиджевые преимущества конвертируются в более значимые - экономические, политические, геополитические, политико-психологические. Тогда как недоработки в имиджевой деятельности, отсутствие целенаправленного внешнего государственного PR неизбежно уменьшают экономический и политический капитал государства, отбрасывает его назад в мировой конкуренции.
Улучшение имиджа России и российских компаний, конечно, не решает всех проблем бизнеса на внешних рынках. Но во многом позволяет расширить поле деятельности отечественных деловых кругов, а у негативно настроенных СМИ появляется меньше возможностей представлять все происходящее в России исключительно в негативном свете.
Пример. "Рособоронэкспорт" и министерство обороны Индии.
Россия достаточно успешно продвигает на международные рынки свою военную авиационную технику. Причем происходит это в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке оружия, которая уже приобрела характер продолжения холодной войны. Только сейчас это не политическое противоборство держав с разными идеологиями, а экономическая конкуренция и борьба за международное влияние. В качестве примера этой борьбы можно привести санкции против российской компании "Рособоронэкспорт", решение о которых было принято правительством США 22 декабря 2006 г., т.е. именно тогда, когда эта компания стала единственным экспортером российского оружия. Санкции против российской компании "Рособоронэкспорт" были введены за поставки в Иран оборудования и технологий, находящихся в многосторонних списках для экспортного контроля, а также за внесение вклада в создание (в Иране и Сирии) оружия массового уничтожения. Санкции запрещали американским компаниям вести бизнес и оказывать поддержку названной фирме па протяжении двух лет, а также налагали запрет на продажу ей американскими предприятиями товаров, которые требуют лицензии на экспорт. "Рособоронэкспорт" расценил введенные против него санкции США как проявление недобросовестной конкуренции против компании и Российской Федерации в целом.
Несмотря на все трудности, "Рособоронэкспорт" успешно работает. И в качестве примера удачного сотрудничества можно привести контракт на сумму 3,3 млрд долл., который был заключен в декабре 2000 г. с индийским министерством обороны. Он предусматривал продажу лицензии на производство в Индии 140 многофункциональных самолетов Су-ЗОМКИ в течение 17 лет. В октябре 2007 г. в дополнение к нему был подписан контракт на лицензионную сборку еще 40 многофункциональных истребителей Су-ЗОМКИ. Стоимость контракта составила более 1,5 млрд долл. По прогнозам Центра анализа стратегий и технологий, в период до 2020 г. Индия еще приобретет до 80-90 Су-ЗОМКИ или их вариантов в качестве прямых закупок1.
Тесное сотрудничество в этой области стало возможным благодаря прочным дружеским отношениям, сложившимся между Россией и Индией с момента установления дипломатических отношений в 1947 г., а также целому ряду факторов, которые способствовали формированию положительного имиджа российского военного авиастроения.
1. За прошедшие 40 с лишним лет объем российско-индийского военно-технического сотрудничества превысил 35 млрд долл. На эту страну приходилась примерно одна треть общего объема российского экспорта вооружения и военной техники. При этом основную часть составляла номенклатура для ВВС.
2. В июне 2000 г. Президентом России В. Путиным была утверждена "Программа военно-технического сотрудничества РФ с Индией на 2001 2010 гг.", которая оценивалась в 18 млрд долл. В декабре 2008 г. межправительственная комиссия по военно-техническом)' сотрудничеству определила стратегию двусторонних отношений на период до 2020 г., а 7 декабря 2009 г. подписаны межправительственные соглашения о Программе военно-технического сотрудничества с 2011 по 2020 гг.
3. Согласно рейтингу Defense News1, семь российских компаний стабильно входят в "первую сотню" корпораций мирового военно-промышленного комплекса, в том числе авиационный холдинг "Сухой" (в 2006 г. он занимал 24 место, в 2007 г. - 38).
4.Истребители Су-30 поставляются в целый ряд стран и их закупки постоянно увеличиваются. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству2, в 2007 г. Россия поставила около 70 истребителей типа Су-30 в Индию, Алжир, Венесуэлу, Малайзию на сумму около 3 млрд долларов, а в 2008 г. корпорация "Сухой" заняла второе место по объему продаж в структуре российского военного экспорта (8 млрд долл., 50,4% контрактов авиатехники).
5. На авиабазе Хикэм на Гавайях в августе 2008 г. американцами были смоделированы воздушные бои между новейшим американским истребителем 5-го поколения F35 и самолетами марки "Су". Австралийские газеты The Australian и The West Australian со ссылкой на секретный доклад военных по итогам смоделированных воздушных боев сообщили, что российские истребители "Су" имеют целый ряд преимуществ перед новейшим американским истребителем 5-го поколения F35 (JSF, Joint Strike Fighter) и в случае реального их поединка в воздушном бою они одержали бы убедительную победу3.
6. 21 марта 2000 г. исполняющий обязанности президента России В. Путин совершил полет в Грозный на истребителе "Су", так как считает этот боевой самолет самым быстрым и безопасным видом транспорта. На пресс-конференции в Нижнем Новгороде В. Путин заявил, что в кресле пилота ему было интересно "самому все посмотреть, потрогать руками, почувствовать".
7. Президент Индии Абдул Калам совершил 8 июня 2006 г. 30-минутный полет на истребителе Су-ЗОМКИ российского производства. Двухместная боевая машина, которой управлял летчик индийских
ВВС, взлетела с военно-воздушной базы в Пуне (штат Махараштра). Самолет с президентом в полете сопровождали еще два Су-ЗОМКИ. Калам стал первым в истории Индии президентом, совершившим полет на современном российском боевом истребителе, лицензионное производство которых налажено в Индии в соответствии с российско-индийским соглашением.
8. 28 марта 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев совершил полет на самолете "Су". I лава государства прошел предполетный инструктаж и медицинский осмотр, после чего поднялся на борт самолета. Пройдя все подготовительные процедуры, самолет президента вырулил на взлетную полосу и поднялся в небо. Полет главы государства продолжался около получаса.
9. 74-летняя президент Индии Пратибха Патил стала самой пожилой женщиной и первым лидером женщиной, управляющей истребителем. 25 ноября 2009 г. она совершила полет на российском двухместном истребителе Су-30 МКИ, стоящем на вооружении индийских ВВС3.
10. С целью демонстрации российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами "Рособоронэкспорт" организовал Международный Авиационно-Космический Салон (МАКС), проходящий с периодичностью раз в два года в Жуковском, на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова. Впервые выставка состоялась в 1993 г. IX Международный авиационно-космический салоп МАКС-2009 прошел 18-23 августа 2009 г. МАКС является важным отраслевым мероприятием, крупнейшей выставкой авиатехники в Восточной Европе. Вместе с тем МАКС отличает не только его ОГЛАВЛЕНИЕ, но и зрелищность. МАКС - это авиашоу где регулярно выступают российские (Русские витязи, Стрижи и др.), а также иностранные (Патруль де Франс, Фречче Триколо-PR и др.) пилотажные группы.
11. Регулярное участие России в таких крупнейших международных авиасалонах, как:
а) Парижский авиасалон в Ле Бурже - проходит раз в два года в аэропорту Ле Бурже (12 км к северо-востоку от Парижа). Организатором российской экспозиции выступает ФГУП "Рособоронэкспорт"5;
б) Авиакосмический салон Фарнборо - проходит раз в два года в Великобритании на аэродроме близ города Фарнборо (графство Хэмпшир). На 46-м международном авиакосмическом салоне "Фарнборо-2008" в составе единой российской экспозиции представляли свою продукцию более 60 ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России. В частности, последние достижения в области создания летательных аппаратов, авионики, двигателей продемонстрировала компания "Сухой"1;
в) "Аэрошоу Китай" - проводится раз в два года по распоряжению Центрального правительства КНР в Чжухас. Российская Федерация уже более десяти лет является постоянным участником авиасалона в Чжухае. На "Аэрошоу Чайна-2008" приняли участие 550 компаний из 33 стран. Российская экспозиция была одной из самых представительных. Ее площадь составила порядка 900 кв. метров, па которой разместили свои стенды более 40 организаций отечественного оборонно-промышленного комплекса. При формировании экспозиции особый акцент сделан на демонстрации авиационной техники. В частности, был представлен многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-35, истребитель корабельного базирования Су-33, многоцелевой истребитель Су-30МК22;
г) "Аэро Индия" крупнейшая авиавыставка в Азии. Проходит раз в два года на авиабазе "Елаханка" ВВС Индии в Бангалоре. В седьмом авиационном салоне Aero India 2009 приняли участие почти 600 компаний из более чем тридцати стран. Россия - традиционный крупнейший участник авиасалона. Па последней выставке ее экспозицию представляли 24 предприятия. Сейчас Россия и Индия работают над новыми перспективными проектами в авиационной сфере, к которым относятся в первую очередь программа создания многофункционального транспортного самолета и проект совместной разработки истребителя пятого поколения3;
д) Международная выставка авиакосмической и морской техники LIMA (Langkawi International Aerospace and Maritime Exhibition), которая проходит на острове Лангкави;
е) Международная авиакосмическая выставка "Dubai" и т.д.
12. Пара Су-30 совершила беспосадочный полет из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России)4.
13. У России за долгие годы сотрудничества с Индией прекрасно отработаны вопросы передачи технологий и развертывания производства самолетов на территории заказчика (в частности, ведущая государственная авиастроительная корпорация HAL освоила серийный выпуск Су-ЗОМКИ), в то время как, например, американцы не заинтересованы в использовании своих "ноу-хау" индийской стороной.
14. Россия свои поставки вооружения в Индию не увязывает ни с какими политическими условиями, экономическими или технологическими ограничениями, которые бы шли вразрез с интересами межгосударственного стратегического партнерства, тогда как США зачастую используют продажу оружия как инструмент собственной военной политики.
15. У российских самолетов традиционно есть ряд преимуществ. Это цена самого самолета, сложившаяся в Индии инфраструктура для их сервисного обслуживания, ремонта, снабжения запчастями, обучения технического персонала, а также стоимость летного часа. Если говорить о летном составе, то индийские пилоты уже давно и очень хорошо освоили российские военные самолеты, так что на переучивание управлению последними моделями не требуется много сил и времени.
16. В рамках реформы системы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2000 г. № 1834 был создан единый государственный посредник по экспорту/импорту продукции военного назначения ФГУП "Рособоронэкспорт". Компания имеет 41 представительство в зарубежных странах. Давнее знакомство бывшего гендиректора "Рособоронэкспорта" С. Чемезова с В. Путиным способствовало более активной поддержке государством экспортных проектов российских оружейников. За семь лет работы С. Чемезова в "Рособоронэкспорте" (с 2000 по 2007 г.) объем продаж российского оружия вырос с 3,68 до более чем 7 млрд долл. В настоящее время благодаря активному и наступательному маркетингу, повышению динамизма и результативности внешнеторговых мероприятий, совершенствованию технического сопровождения поставленного за рубеж специмущества "Рособоронэкспорт" ежегодно наращивает объемы поставок и валютных поступлений от военного экспорта. Указом Президента РФ от 26 ноября 2007 г. № 1577 "Рособоронэкспорт" преобразован в открытое акционерное общество1.
Таким образом, заметный экономический рост Индии позволил ей увеличивать оборонные расходы, покупая самое современное оружие. Ежегодные военные бюджеты этого государства составляют более 20 млрд долл. И только благодаря тому, что российская боевая авиационная техника отвечает всем этим требованиям и у России как страны - производителя этой техники сложился в мире устойчивый положительный имидж, Индия закупает российские военные самолеты.