Взаимодействие Конституционного Суда Российской Федерации с органами конституционного контроля в субъектах Российской Федерации
Сложившаяся федеративная система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей, предполагает возможность формирования конституционной юстиции не только в качестве Конституционного Суда РФ, но и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Право субъектов РФ принимать свои конституции и уставы влечет за собой возможность возникновения специальных органов контроля за соблюдением норм данных конституций.
Такая возможность не установлена прямо в Конституции РФ, но предусмотрена федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также установил, что в систему органов государственной власти субъекта РФ входят иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта РФ.
К иным органам и относятся органы судебной власти. Конкретная система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) самого субъекта РФ, как и необходимость учреждения конституционных (уставных) судов исходя из материальных, кадровых и иных обстоятельств. Орган конституционного контроля субъекта РФ может иметь различные организационно-правовые формы: конституционный (уставной) суд, комитет конституционного надзора, конституционная или уставная палата. Порядок формирования и компетенция таких судов определяются самими субъектами РФ в их конституциях или уставах, а также специальных законах.
Принятие законов, однако, не означает, что такие суды созданы и действуют. В некоторых субъектах РФ организация деятельности конституционных (уставных) судов сталкивается с большими трудностями. В первой половине 1990-х гг. по политическим причинам были ликвидированы конституционные суды в Республике Мордовия и Чеченской Республике (во время правления Д. Дудаева). Однако в последнем субъекте с начала 2007 г. действует республиканский орган судебного конституционного контроля, учрежденный в связи с реализацией Основного Закона Чеченской Республики 2003 г. Всего конституционные (уставные) суды созданы в 16 субъектах, преимущественно в республиках.
Ряд ученых высказываются за создание иерархически выстроенной системы конституционной юстиции во главе с Конституционным Судом РФ. Подобная иерархическая система приведет к следующим неблагоприятным последствиям:
– региональные суды, по сути, станут федеральными;
– конституционные (уставные) суды получат возможность наряду с федеральным Конституционным Судом РФ интерпретировать Конституцию РФ, что разрушит единство ее понимания и применения;
– не исключено замедление рассмотрения дел в федеральном Конституционном Суде в связи с тем, что ему придется тратить больше времени на приведение решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ в соответствие с собственными решениями.
Указанные конституционные (уставные) суды занимают уникальное место в судебной системе РФ, ограничивая деятельность других государственных органов власти субъекта РФ рамками его конституции (устава).
Отношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъекта РФ строятся на принципах невмешательства в компетенцию друг друга и сотрудничества, так как данные органы связаны между собой функционально как институты, обеспечивающие конституционную законность в Российской Федерации. Федеральный Конституционный Суд РФ не рассматривает дела, находящиеся в юрисдикции конституционных судов субъектов, а они, в свою очередь, не вторгаются в компетенцию Конституционного Суда РФ. Общефедеральный Конституционный Суд РФ не может признать незаконным постановление конституционного (уставного) суда субъекта РФ, так как у них разные предметы ведения. Ведь Конституционный Суд РФ проверяет соответствие закона субъекта РФ российской Конституции, а конституционный (уставной) суд субъекта РФ – соответствие определенного закона конституции (уставу) субъекта РФ. Если же Конституционный Суд РФ признает не соответствующим Конституции РФ то или иное положение конституции (устава) субъекта РФ, то решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, вынесенное на основе данного положения, также утрачивает юридическую силу.
Сотрудничество между двумя видами органов конституционного контроля в России строится на взаимном информировании, а также на деятельности Конституционного Суда РФ по защите интересов конституционной юстиции России в целом. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ составляют с федеральным Конституционным Судом РФ не иерархическую систему, а систему институтов, объединенных общим конституционным пространством и едиными конституционными ценностями.
Существование двухуровневой системы конституционного правосудия в Российской Федерации имеет положительные черты:
во-первых, наличие собственного органа конституционного контроля позволяет в ряде случает избежать противоречий между федеральным и региональным законодательством, поскольку такие противоречия устраняются на уровне субъекта РФ;
во-вторых, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой систему институтов, объединенных общим конституционным пространством и едиными конституционными ценностями, что способствует гармонизации федеративных отношений;
в-третьих, деятельность органов конституционного правосудия в сфере защиты прав граждан представляет собой согласованную позицию, что приводит к повышению защищенности прав граждан на всей территории РФ.
Благодаря деятельности органов конституционной юстиции как на федеральном, так и на региональном уровне в общественном сознании и правоприменительной практике стали признаваться социальной ценностью принципы уважения прав личности, недопустимости нарушения конституционных норм, единства и целостности Российского государства.