Имидж филармонии
Имидж театра или концертной организации является не последним фактором среди тех, которые определяют успех или неуспех ее деятельности. Исходя из той трудной ситуации, в которой оказались сегодня филармонии, можно с определенностью заявить, что имидж филармоний должен быть подвергнут критическому переосмыслению.
Трезвое, критическое отношение к самим себе, способность посмотреть на свою организацию со стороны, глазами людей, которые не интересуются академической музыкой, поможет преодолеть ситуацию, когда филармония представляет собой "вещь в себе".
Сделать ее местом силы — уютным, притягательным, модным — вот задача для менеджера. Почему эти качества не могут быть соединены с высокой музыкой? Почему не пригласить современных дизайнеров, которые бы изменили официозный стиль интерьера, разрушили ветхие стереотипы?
Человек тянется туда, где он чувствует сомасштабность ему окружающего пространства. Как выглядит филармония? Чаще всего это помпезное здание в духе сталинского классицизма, с огромными колоннами, подавляющее своими размерами, с мраморными лестницами и красными дорожками. Ощущение неприступности создает психологический барьер: неподготовленный к восприятию серьезной музыки человек невольно хочет спрятаться в свою "скорлупу": он еще не "вылупился" как слушатель, а видя вокруг себя "чужое" пространство, чувствует себя уже лишним здесь. Вряд ли он придет сюда во второй раз. Невозможно, конечно, да и не нужно переделывать здание филармонии, но внести разнообразие в его восприятии, создать какие-то эмоциональные доминанты — это задача выполнимая.
В поиске новых концертных форм, направленных на привлечение молодого зрителя, нельзя обойтись без эксперимента, без определенного риска. Новые форматы нужны филармонии не сами по себе, а в качестве "ступенек" но лестнице приобщения молодежи к высокому искусству. Некоторые экспериментальные формы концертов, в сущности, не новы, но в стенах филармонии они весьма неожиданны, и именно поэтому привлекают к себе внимание. Так, например, в Свердловской филармонии большой популярностью пользуются "Классик-Хит-Коктейли", когда из зала выносят кресла и устанавливают столики. Слушатели заказывают легкое вино и слушают симфоджаз или классику в джазовой манере. Есть программы "Танцующий зал" и "Поющий зал". Следующей ступенькой для участников этих программ становятся так называемые общедоступные концерты. Понятие "общедоступность" распространяется на репертуар и цену этих мероприятий. В 2009 г. филармония провела 15 таких концертов за один месяц. Концерты прошли при переполненных залах и собрали 10 тыс. человек.
На заметку
Смелость эксперимента заключалась в том, что все эти концерты были проведены в августе, т.е. во время так называемого мертвого сезона, когда люди находятся в отпусках и на дачах.
Социологическое исследование, проведенное во время этих концертов, показало, что 10% аудитории пришли на концерт первый раз в жизни, 15% — во второй. Это очень большой показатель притока новой публики в филармонию.
РR-акции тоже могут быть использованы для оживления имиджа филармонии. Одной из таких акций является создание программы концертов на основании заявок слушателей. Общественность получает посыл: нам нужно ваше мнение, мы хотим знать ваши желания и удовлетворять их. Каких исполнителей пригласили бы вы, если б были организаторами концерта? Какие произведения хотели бы услышать? Анкеты с подобными вопросами раздаются всем желающим в билетных кассах филармонии, публикуются в городских газетах. Собрав заполненные анкеты, концертная организация готовит на их основе концерт (может быть, два или три концерта) и анонсирует их как концерты "королей рейтинга", составленные по желаниям слушателей. Такие концерты проходят всегда с аншлагом и — главное — подогревают интерес аудитории филармонии, создают особенную праздничную атмосферу, порождают желание чаще оказываться в стенах этого замечательного заведения. На этом благоприятном фоне гораздо легче привлечь публику и на концерты с более серьезной программой.