Илья Ефимович Репин (1844–1930)
Творчество Репина – вершина русского реализма. В нем нет сентиментальности и слащавости, что позволяет избежать тенденциозности. Как отмечал Π. П. Милюков, тот же "Крестный ход" Репин изобразит "в момент высшего торжества формальной веры – и впечатление зрителя будет гораздо глубже и сильнее". Верующий увидит в этой картине конечную победу религии, несмотря ни на что; неверующий остановится на деталях фигур, одежды и т.п. Даже выражения лиц не допускают однозначного толкования, но картина наталкивает на мысли о народе и значении религии. "Из толпы оборванцев ("Бурлаки") он создаст художественный символ русского народа, веками тянущего свою тяжелую государственную лямку среди монотонной исторической арены". Но и здесь неоднозначный символ. С картиной "Бурлаки" ассоциируется строка Некрасова: "Ты проснешься ль, исполненный сил?" Вопрос возникает, когда смотришь на могучие фигуры усталых рабочих.
В конце концов Репин вернулся в Академию художеств и даже стал ее ректором. Вернулись в Академию и певец города Владимир Егорович Маковский (1846–1920), и прекрасный пейзажист, поразивший всех своими оригинальными красками, которые светились самым невероятным образом, Архип Иванович Куинджи (1842–1910).
В реалистический период некоторые художники обратились к истории. Василий Иванович Суриков (1848– 1916) написал картины "Утро стрелецкой казни" (1881) и "Боярыня Морозова" (1887). Сам Суриков отмечал, что "Стрельцы" произошли от случайно замеченного отражения зажженной свечи на белой рубахе, а "Боярыню Морозову" породило зрелище черной вороны, сидевшей с оттопыренным крылом на снегу. У Сурикова отмечали "ритмы композиции", "оркестровку красок".
Продолжали развиваться пейзаж и портрет. В первом жанре особенно выделялись маринист Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) с его знаменитой картиной "Девятый вал", певец леса Иван Иванович Шишкин (1832–1898), которому особенно удавалось изображение хвойной растительности и серых бесцветных дней, и изображавший более благоустроенную природу Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Левитану присуще умение передать настроение ("Тихая обитель", 1890), но не посредством особых красок, которым негде развернуться в "тихой, скромной, милой русской природе". В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями. Левитана называли "родным братом" Кольцова, Тургенева, Тютчева. У него тоже есть направленность, но не идейная, а эмоциональная. Одним из лучших пейзажистов той поры был А. К. Саврасов.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897)
В его полотнах есть какая-то особая пронзительность, нечто от гармоничности Андрея Рублева и пластичности Дионисия. На картины Саврасова хочется смотреть долго, и не потому, что они, как картины Репина, вызывают сложные, порой, неразрешимые вопросы, а из-за их завораживающей, почти мистической глубины.
Саврасов был великим мастером пейзажа. "Мирискусники", о которых речь ниже, даже вели начало нового этапа в истории пейзажа с картины Саврасова "Грачи прилетели" (1871), в которой находили проявление "священного дара внимать таинственным голосам в природе". Саврасов – русский ответ французским импрессионистам, ответ не за счет новой техники исполнения, а за счет глубины проникновения. Уверенность Саврасова в себе была абсолютной: "Пишите, пишите, – говорил он, – все равно лучше моих “Грачей” не напишите".
В области портрета помимо Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Крамского следует отметить творчество Николая Николаевича Ге (1831–1894) и Валентина Александровича Серова (1865–1911).
Еще два направления русской живописи – сказочный мир русского фольклора и религиозная живопись. Оба они реализовались в творчестве В. М. Васнецова.