Лекция III. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

основные направления, результаты и цену радикальных реформ в экономике, политической системе и социальной сфере в 90-е гг. XX в.;

– основы конституционного строя Российской Федерации и тенденции развития новейшей российской многопартийности;

– тенденции развития международных отношений после разрушения Потсдамской системы и биполярного мира;

уметь

ставить задачу на определение факторов и детерминантов развития;

– выделять основные подходы и оценки;

владеть

опытом синтеза теоретических и практических компетенций изучения истории;

– основными приемами использования логических (анализ, синтез, абстракция и т.д.) и общенаучных (наблюдение, эксперимент, формализация, дедукция, индукция и др.) методов, а также междисциплинарного подхода в историческом исследовании;

– ключевыми теоретическими положениями школы "новой исторической науки".

На пути к президентской республике

Изучение российской истории последних лет осложнено тем, что многие события сохранили свою актуальность, по-прежнему волнуют политиков и рядовых граждан – их участников. Часто на позицию исследователей влияют различные идеологические и политические пристрастия. Вместе с тем со времени превращения Российской Федерации в самостоятельное суверенное государство прошла целая историческая эпоха.

По своему драматизму и насыщенности событиями прошедшие два десятилетия вполне сопоставимы с другими переломными моментами отечественной истории, такими как нэп или сталинская реконструкция страны в 1930-е гг. Важнейшие параметры современной эпохи нуждаются в строгом научном анализе. Изучение исторического наследия, с которым Российская Федерация вступила в новое тысячелетие, должно помочь живущим ныне поколениям при определении их завтрашней судьбы.

Первое, с чем столкнулось либеральное российское руководство после развала СССР, стал вопрос о власти, точнее, о перераспределении полномочий центра между бывшими союзными республиками. Российскому руководству пришлось решать принципиальные вопросы внешнего долга, правопреемственности в международных организациях, раздела бывшей союзной собственности, контроля за ядерным оружием и другие непростые проблемы. Их решение осложнялось внутриполитическими проблемами. Во многом эти проблемы обострились в результате проводимого курса на рыночные реформы.

Следует помнить, что в этот период реформы приветствовались большинством населения и политических сил. Вместе с тем сопровождавшие их безработица, дороговизна, инфляция, падение жизненного уровня подавляющего большинства граждан вызывали в обществе социальную напряженность. Накапливаясь, проблемы вели к росту стачечной активности, усилению оппозиции, расколу реформаторов на радикалов и более умеренных, развалу некогда внешне монолитной ельцинской команды единомышленников, добившихся победы в августе 1991 г. над ГКЧП и КПСС, другим важным переменам в политическом климате в стране.

На роль оппозиции ельцинскому курсу реформ претендовали разнородные силы. Во главе их не могла стать прежняя КПСС. Она была не только запрещена, но и распалась на многочисленные соперничавшие друг с другом группировки. Первоначально роль их объединителя играла так называемая Российская коммунистическая рабочая партия во главе с В. Тюлькиным и В. Ампиловым. Она возникла на базе так называемой ленинградской платформы в КПСС, социальную опору которой составляли рядовые коммунисты, недовольные политикой горбачевской перестройки и рыночными реформами.

Позже начал действовать оргкомитет по восстановлению КП РСФСР во главе с В. Купцовым. Его возглавили официальные руководители коммунистов России, представители партийной номенклатуры, в основном выдвинувшейся в годы перестройки. Бывшие лидеры КП РСФСР сразу начали действовать в рамках нового правового ноля и обратились в январе 1992 г. в Конституционный Суд с просьбой отменить указы президента по запрету партии.

Конституционный Суд принял компромиссное решение. С одной стороны, он признавал законность указов президента, с другой – разрешил воссоздание партии снизу. Лидером КПРФ на ее восстановительном съезде стал Г. А. Зюганов. Но действительно массовой и организованной оппозиция либеральным реформам становится после присоединения к ней значительного числа народных депутатов РФ, все предшествующие месяцы активно поддерживавших Б. Н. Ельцина, а теперь перешедших на сторону его критиков. Во главе антипрезидентской оппозиции стали в недавнем прошлом ближайшие соратники Б. Н. Ельцина Р. И. Хасбулатов и А. В. Руцкой.

Столкновение реформаторов и консерваторов носило в 1992–1993 гг. не только личностный характер. Оно отражало реально возникшее противоречие в государственном организме новой России. Противоречие возникло на почве полной противоположности и даже несовместимости двух форм политического устройства страны: республики Советов и президентской республики. Советы и президентские структуры претендовали не просто на верховную власть, но и на всю полноту власти. Сама перестройка одно время разворачивалась под лозунгом 1917 г. "Вся власть Советам!". Теперь этот лозунг стал тормозить проведение либеральных реформ.

Силы реформаторов группировались вокруг сильной президентской вертикали. Только она могла быстро и решительно раздавить сопротивление консерваторов, насадить в стране новые социальные и политические институты. Строящиеся на основе различных принципов Советы и президентская власть не могли существовать параллельно. Ситуация двоевластия накаляла и без того непростую обстановку в стране, снижала международной престиж России.

Решение конфликтной ситуации первоначально велось в рамках процесса по созданию новой Конституции. Однако даже в сфере законотворчества компромисс достичь не удалось. Верховный Совет и президентская сторона выработали два самостоятельных конституционных документа. Между ними имелись существенные различия, особенно в вопросе об организации власти. С целью сломить сопротивление оппозиции, президент инициировал в апреле 1993 г. проведение референдума.

На референдум были вынесены вопросы об отношении населения к проводимому экономическому курсу и целесообразности досрочных перевыборов президента и депутатов. Результаты народного волеизъявления оказались неожиданными для обеих сторон. Граждане, принявшие участие в референдуме, в большинстве своем поддержали президента и его политику, но вместе с тем высказались против роспуска оппозиционного Верховного Совета. Им импонировала идея проведения реформ при общей социальной и политической стабильности в стране.

Президентской стороной результаты референдума были восприняты как победа над своими политическими противниками преобразований. Кремль начал подготовку силового решения вопроса о власти. Хотя население и высказалось против досрочных выборов не только президента, но и народных депутатов, был взят курс на роспуск парламента. Решающее столкновение сил, по-разному понимающих цели либеральных реформ, произошло осенью. В своем телевыступлении вечером 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

В действие вступал президентский Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе"[1]. Этим Указом явочным порядком отменялась действующая Конституция, устанавливалось президентское правление и фактически вводилось чрезвычайное положение с усечением целого ряда важнейших демократических свобод. Одновременно объявлялось о выборах нового парламента – Государственной думы и о подготовке новой Конституции. До ее принятия страна должна была жить по указам и распоряжениям исполнительной власти.

В тот же день всего через несколько часов Верховный Совет Российской Федерации квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот. Конституционный Суд констатировал, что Указ № 1400 и обращение Ельцина к гражданам попирают конституционный строй России и служат основанием для немедленного отрешения Ельцина от должности[2]. В ночь с 21 на 22 сентября к присяге был приведен исполняющий обязанности Президента России А. В. Руцкой. Принятые решения были одобрены и чрезвычайным Съездом народных депутатов, который уже 24 сентября 1993 г. принял решение о досрочных выборах как президента, так и парламента. Ельцин не подчинился ни решениям Конституционного Суда, ни Съезда народных депутатов.

В Москве начались столкновения между противоборствующими сторонами: 2 октября на Смоленской площади, 3 октября у здания Московской мэрии и др. Наиболее кровавые события произошли в ночь с 3 на 4 октября у Останкино, когда протестующие защитники Верховного Совета предприняли попытку штурма телецентра в Останкино и были расстреляны группой спецназа "Витязь" и подошедшими БТРами. А утром 4 октября начался обстрел из танковых орудий здания парламента. Репортаж об этом в прямом эфире вела американская компания CNN.

К вечеру Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой и другие лидеры оппозиции были арестованы. По официальным оценкам, жертвами расстрела парламента стали около 150 человек, по оценкам оппозиции, от 1500 до 5 тыс. человек. Ликвидация Съезда народных депутатов и Верховного Совета помогла быстро решить судьбу системы Советов в целом. К декабрю 1993 г. они были упразднены в подавляющем большинстве регионов страны и заменены другими органами местной власти.

В декабре 1993 г. произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции Российской Федерации. По новой Конституции Россия провозглашалась демократическим государством с республиканской формой правления. Во второй статье Конституции говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать их. В отличие от прежней советской традиции, когда права личности рассматривались в комплексе с ее обязанностями перед обществом, теперь права и свободы человека даны в новом Основном законе как самодостаточные, без каких- либо обязанностей.

Впервые в истории отечественного конституционного права Конституция 1993 г. признала равноправие всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Однако сам порядок перечисления различных форм собственности в Основном законе показывает, что теперь приоритет полностью отдан не государственной или личной, а частной собственности, которая отныне может распространяться не только на произведенное человеческим трудом, но и на землю, чего раньше в отечественном законодательстве также никогда не было.

Статья тринадцать новой российской Конституции признает правомерным существование в стране идеологического многообразия. Закон установил положение, при котором никакая идеология не может навязываться в качестве государственной или обязательной. В этой же статье определяется и новый правовой статус общественных организаций. Все они уравнены перед законом за исключением тех, чьи цели или деятельность направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни – деятельность таких организаций запрещена.

Согласно основным положениям Конституции 1993 г., государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Конституция закрепляет за двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием Российской Федерации. Верхней палатой парламента является Совет Федерации, нижней – Государственная дума. Исполнительная власть по Конституции 1993 г. принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент также является главой государства, верховным главнокомандующим и гарантом Конституции.

Осуществление исполнительной власти принадлежит по Конституции Правительству, Председатель которого назначается Президентом и утверждается нижней палатой парламента. Носителем суверенитета и единственным источником власти Конституция провозглашает многонациональный народ Российской Федерации. Согласно положению, закрепленному в Конституции, свою власть народ может осуществлять либо непосредственно, либо через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа Конституция называет референдум и свободные выборы.

Вместе с тем, по мнению многих аналитиков, на практике суверенные права народа в современной России серьезно ущемлены по причине непропорционального усиления центральной исполнительной власти в ущерб законодательной, судебной и местной. Однако сторонники нынешней Конституции приводят в ответ на эту критику пример других президентских республик, таких как США или Франция, где глава государства также обладает самыми широкими полномочиями. Дискуссии в обществе по поводу состояния нынешней Конституции стали традиционным элементом политической борьбы на современном этапе, и периодически различные политики ставят вопрос о пересмотре Конституции или отдельных ее положений.