Взаимодействие государства и церкви
История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические и соответствующие им различные политические системы.
Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое, клерикальное и атеистическое.
Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, нс оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.
Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.
Промежуточный вариант между светским и теократическим – клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области образования и воспитания подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.
Атеистические государства вытесняют религию как мировоззрение, а церковь как социальный институт – из общественной жизни. Религиозные организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать. На церковнослужителей осуществляются гонения, у церкви изымается все ее имущество, включая храмы и культовые предметы.
Статья 44 Конституции СССР
Каждому гарантируется свобода совести – право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер.
Все религии и религиозные объединения равны перед законом.
Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону.
Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима. В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.
В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля деятельности священнослужителей.
А в обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам, напротив – религиозные организации оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смысл общественной, политической жизни, выступают важным институтом политической системы.
В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.
Государство и органы местного самоуправления
Местное самоуправление – организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.
Статья 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления создаются для решения вопросов местного значения: транспортные услуги, общественное питание, библиотечное обслуживание, организация электро-, тепло-, газоснабжения населения и др. Такими органами являются различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания. Кроме органов местной власти известны разнообразные саморегулирующиеся организации (например, трудовые коллективы). Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. В частности, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях. Такая практика была распространена в советский период отечественной истории.