Иерархия потребностей

Абрахам Маслоу исходил из того, что становление личности ребенка обусловлено особенностями выборов, которые он совершает в тех или иных случаях. Любая ситуация предлагает несколько возможностей для действий, и развитие человека определяется не обществом и не наследственными данными, а тем, какое направление выберет человек для собственной деятельности. Выбор той или иной возможности, в свою очередь, зависит от потребностей, которые существуют у человека. Потребности согласно А. Маслоу существуют не изолированно друг от друга, а образуют определенную иерархию. Он представил ее в виде пирамиды потребностей. В основании пирамиды находятся базовые потребности. Они должны быть удовлетворены в первую очередь. Над ними располагаются потребности, которые могут быть удовлетворены только после удовлетворения потребностей, лежащих в основании пирамиды; над ними – потребности следующего уровня; и так до потребностей самого верхнего уровня. А. Маслоу обращал внимание на то, что если потребность нижнего уровня не будет удовлетворяться, вся активность человека будет направлена на ее удовлетворение. При этом ребенок просто не сможет почувствовать потребности следующего уровня, они будут как бы "загорожены" потребностями более низкого уровня.

Основными потребностями (которые должны быть удовлетворены в первую очередь) являются физиологические потребности. Они необходимы для того, чтобы ребенок физически существовал. К таковым относятся потребности в еде, пище, сне и т.д.

Вслед за физиологическими потребностями следуют потребности в безопасности и защите. Это потребности, которые обеспечивают ребенку стабильность и надежность существования. Особенно ярко неудовлетворение этой потребности переживается детьми во время болезни. При этом нужно иметь в виду, что нарушения, связанные с протеканием болезни, для взрослого могут казаться несерьезными; для ребенка же они являются чрезвычайно важными. Они способны вызвать сильные переживания и изменить все мироощущение. В этом случае очень часто дети просят родителей побыть с ними, боятся оставаться одни в комнате. Если ребенок болеет, взрослый должен быть очень тактичным и стараться его ободрить. Сильные эмоциональные переживания у младших дошкольников связаны с перенесенными ими хирургическими операциями. Например, перенесенная операция по удалению аппендицита может привести к тому, что ребенок в течение длительного времени будет играть в доктора и "оперировать" свои любимые игрушки. Здесь важно дать ребенку возможность овладеть своими отрицательными переживаниями с помощью игры.

Ученый подчеркивал, что взрослый человек иначе смотрит на ситуацию, чем ребенок. Ощущая опасность, он может скрывать свои чувства. Ребенок же реагирует всем своим существом. Для ребенка, испытывающего боль, весь мир становится мрачным. У него может возникнуть ощущение ужаса. В таком состоянии он будет остро ощущать потребность в защите, в безопасности. Спасение он будет искать, прежде всего, у матери. Можно видеть, как дети буквально цепляются за взрослых в ситуациях, связанных с переживаниями угрозы.

К следующему уровню потребностей относятся потребности в любви и принадлежности. У ребенка есть потребность в том, чтобы его любили и считали его своим. Чтобы удовлетворить эти потребности, он должен установить отношения привязанности с близкими ему людьми.

На следующем уровне находится потребность в самоуважении, которая предполагает как собственное уважение (гордость за собственные достижения), так и уважение со стороны других людей.

Высшей потребностью, по А. Маслоу, является потребность в самоактуализации. Одна из форм ее проявлений – творчество, которое понимается психологом не обязательно как создание какого-либо художественного произведения, а как наилучшее выполнение поставленной задачи.

Абрахам Маслоу говорил, что если у человека не удовлетворяется сразу несколько потребностей разного уровня (например, потребность в пище и потребность в уважении), то в первую очередь будет удовлетворяться потребность низшего уровня. Как только потребность оказывается удовлетворенной, в сознании человека сразу предстает потребность следующего уровня и заявляет о необходимости ее удовлетворения. Но до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, эта потребность не осознается человеком.

Если потребность какого-либо уровня не удовлетворяется, то развитие человека останавливается. Он как бы сосредотачивается на тех потребностях, которые не удовлетворены и не может перейти на следующий уровень. Неудовлетворение потребностей того или иного уровня ведет к нарушению развития и появлению отрицательных переживаний. Так, если у ребенка не удовлетворяются потребности низшего уровня (например, пищевая потребность), то он будет сосредоточен именно на них. Такой ребенок будет без конца говорить и думать о еде. Многие родители знают, что если в жаркий день ребенок испытывает жажду (не удовлетворяется потребность в питье), ребенок будет все время повторять "я хочу нить". Он будет говорить об этом даже в том случае, если у взрослого не будет возможности удовлетворить эту потребность. Нужно подчеркнуть, что родитель может пытаться обратить внимание ребенка на окружающие явления, но, по мнению А. Маслоу, результат будет отрицательным. Дело в том, что потребность захватывает человека целиком, и в этом смысле человек выступает как целое. Поэтому если ребенок голоден или хочет пить, то он уже не будет обращать внимания на другие объекты, не связанные непосредственно с удовлетворением его потребности. Вот почему, собираясь в музей с ребенком, не стоит забывать о необходимости удовлетворения первичных потребностей, иначе ребенок будет не в состоянии воспринимать какие-либо произведения искусства. Интересно то, что точно так же ведут себя и взрослые. Можно заметить, что когда приближается время принятия пищи, в разговорах взрослых начинает звучать тема еды.

Ученый отмечал, что не менее важным является удовлетворение потребности в безопасности и защите. Удовлетворение этой потребности предполагает соблюдение определенного режима дня. Если от ребенка не требовать, чтобы он в определенное время ел, занимался собственным туалетом или ложился спать, то это может привести к появлению детских страхов, поскольку в окружении ребенка будет отсутствовать стабильность, и ребенок не будет знать, к чему ему готовиться. Вообще всякая непоследовательность в поведении взрослых усиливает неопределенность и развивает страх ребенка перед окружающим миром.

Большое влияние на развитие детской личности оказывает потребность в любви и принадлежности. Очень часто во взаимодействии дошкольников возникают такие обстоятельства, когда один ребенок говорит другому: "Уходи, я тебя не люблю!" Дети остро переживают такие ситуации, потому что страстно хотят быть любимыми. Поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы ориентировать детей на позитивное отношение друг к другу.

С позитивным отношением также связано и удовлетворение потребности следующего уровня – потребности в самоуважении. Она удовлетворяется через положительное отношение к себе, которое предполагает положительное отношение к ребенку других детей. Если удовлетворение этой потребности нарушается, то ребенок может вести себя зависимо, стремится угодить взрослым или детям для того, чтобы получить их позитивное внимание. Особенно это проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок приносит в детский сад интересные игрушки с целью добиться положительного отношения к себе сверстников. Однако на практике подобное поведение приводит к негативным последствиям – другие дети начинают относиться не к самому ребенку, а к тем предметам, которые он приносит. В результате все общение сводится к тому, чтобы ребенок приносил интересные игрушки.