Иерархия факторов обучения

Выделение и регистрация причин, влияющих на обучение, – лишь начало систематического исследования продуктогенных причин. Для диагностики, прогнозирования, проектирования дидактических процессов, разработки эффективных технологий управления продуктивностью обучения чрезвычайно важным является вопрос об иерархии (соподчинении, соотношении) факторов. Поскольку учитывать влияние всех без исключения продуктогенных факторов можно будет лишь в отдаленном будущем, то в первую очередь необходимо установить, какие факторы в наибольшей степени определяют продуктивность учебного процесса, на какие из них педагоги-практики должны обращать внимание прежде всего. В табл. 4.1 представлена иерархия факторов обучения, установленная автором настоящего учебника на основе длительных исследований с применением ранжирования, факторного и корреляционного анализа, экспертных оценок, электронного моделирования, компьютерной верификации, других методов. Ранжированы первые 52 наиболее значимых фактора в порядке убывания весомости их влияния, которая определена как коэффициент взаимной сопряженности (корреляции), установленный по критерию Пирсона и выражающий степень влияния каждого фактора на продуктивность обучения.

Таблица 4.1

Влияние факторов обучения на продуктивность эдукационного процесса

Фактор

Влияние фактора на продуктивность ЭП

Место фактора по степени влияния

Мотивация учения

0,95

1

Интерес к учебному труду, познавательной деятельности

0,94

2

Интерес к предмету

0,93

3

Отношение к учению

0,92

4

Потребность учиться

0,91

5

Умение учиться

0,90

6

Работоспособность учеников

0,89

7

Объем учебной деятельности

0,88

8

Учебная тренированность

0,87

9

Регулярность обучения, систематичность выполнения учебных заданий

0,86

10

Активность и настойчивость в учении, самовоспитании

0,85

11

Стимулирование обучения, развития, воспитания

0,84

12

Управление обучением, развитием, воспитанием

0,83

13

Внимательность

0,82

14

Дисциплинированность

0,81

15

Усидчивость (настойчивость)

0,80

16

Применение знаний, умений на практике

0,79

17

Способности к изучению конкретных знаний

0,78

18

Общие способности

0,77

19

Потенциальные возможности

0,76

20

Сложность учебного материала

0,75

21

Методы обучения, воспитания, развития

0,74

22

Формы организации учебно-воспитательного процесса

0,73

23

Мышление при усвоении конкретных знаний

0,72

24

Индивидуальные особенности учебно-познавательной деятельности

0,71

25

Персональная установка на достижение результата

0,71

26

Виды и характер деятельности

0,70

27

Готовность к учебной, развивающей деятельности

0,69

28

Уровень общей подготовки (развития, воспитанности, эрудиции)

0,68

29

Время на выполнение практических упражнений

0,65

30

Время на предъявление (восприятие) информации

0,64

31

Время на закрепление знаний, умений

0,62

32

Периодичность контроля и проверки знаний, умений

0,60

33

Мониторинг учебно-воспитательного процесса

0,59

34

Объем и характер самообучения

0,54

35

Совпадение персональных запросов с деятельностью, предлагаемой школой

0,53

36

Количество учебного материала

0,51

37

ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала

0,50

38

Форма, структура организации знаний

0,49

39

Тип и структура учебного занятия

0,48

40

Особенности учебного материала

0,46

41

Условия обучения

0,45

42

Средства обучения

0,44

43

Работоспособность, потенциальные возможности педагога

0,43

44

Возраст учеников

0,42

45

Возможности выбора профиля

0,41

46

Наличие и качество учебной литературы

0.40

47

Потребность в достижениях

0,39

48

Установка на продуктивность

0,38

49

Отношения в классе

0,37

50

Педагогическая позиция, стиль отношений и управления

0,36

51

Взаимообучение, кооперация

0,35

52

Кроме уже перечисленных преимуществ, вытекающих из факторного подхода (возможности осуществления высококачественного профессионального анализа, диагностирования, прогнозирования и проектирования эдукационных процессов), знание иерархии факторов, количественных значений влияния каждого из них на продуктивность открывает принципиально новые подходы к решению многих задач теории и практики. В частности, это возможность применения ЭВМ для расчета продуктивности по заданным параметрам, оптимизации стратегии достижения заданных результатов. Благодаря этим знаниям разработка педагогических систем из искусства, доступного лишь мастерам, обладающим педагогическим чутьем и развитой педагогической интуицией, превращается в будничную операцию создания и проверки различных вариантов осуществления эдукации и выбора из них оптимального по установленным критериям. Практиками уже применяются прикладные компьютерные программы, например пакеты "Электронная школа", "Школьная методическая служба", "Виртуальный школяр", которые помогают обсчитать все, что поддается счету в учебно-воспитательном процессе на основе выделенных факторов и знаний об их влиянии на продуктивность ЭП. Их применение постепенно превращает педагогику из искусства преподавания в точно рассчитанный технологический процесс достижения заданной продуктивности.

Задание. Подумайте, как вы могли бы учесть влияние факторов здоровья в вашей будущей деятельности. Ответ оформите в виде эссе.