Иерархическая модель этики (поуровневая)
По критерию масштаба или количества субъектов, воспринимающих ту или иную форму этики, можно выделить следующие уровни этики.
1. Общечеловеческие этические нормы — признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения. В истории человечества сохраняются некоторые общие для всех исторических эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития. Сохраняется, следовательно, и преемственность тех или иных моральных требований. В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена так или иначе осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Но вместе с тем по-разному понимались условия и границы применимости этих требований и относительное значение этих моральных качеств. Кроме того, если моральное ОГЛАВЛЕНИЕ требований (какие поступки они предполагают) сохранялось примерно одинаковым, то совершенно различным в разные эпохи оказывался их социальный смысл (какие общественные потребности и задачи выполнялись при осуществлении этих требований). Общечеловеческой в морали является как совокупность определенных всеобщих нравственных требований, так и логическая структура морального сознания, форма, в которой выражаются его представления.
2. Нивилизационные этические системы. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — это: 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) ступень общественного развития, Вперед за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Согласно концепции К. Крылова, современного русского философа, изложенной им в книге "Поведение", вышедшей в 1997 г.2, в современном мире можно выделить четыре этические концепции и еще одну, называемую им аморальной. Подробнее цивилизационные этические системы рассмотрены в подпараграфе 1.3.3.
3. Религиозная мораль и этика (лат. religio — религия) (или теологическая этика) — обосновываемая религиозными средствами система нравственных представлений, норм и заповедей, тесно связанная с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. В частности, теономичная этика (греч. Theos — Бог и nomos — закон) — этическое учение христианства, рассматривающее нравственность исключительно как сферу взаимоотношения человека с Богом, в отличие от "мирской" морали служения обществу и людям. Этические нормы и правила религиозных учений могут быть очень строгими, подробно расписывающими поведение своих приверженцев (иудаизм), и достаточно либеральными (протестантизм). Еще раз вспомним здесь "золотое правило общения", данное Иисусом Христом, которое определяет необходимость оценки результата своего деяния хотя бы с позиции собственной личности: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Евангелие от Матфея), т.е.: как бы я оценил поступок, если бы его совершили по отношению ко мне? Из ответа на этот вопрос может последовать несовершение действия по отношению к другому, если такой поступок по отношению к себе воспринимался бы как негативный. Из этого же правила следует и необходимость включения механизма эмпатии (попытки восприятия ситуации глазами партнера, его органами чувств) для правильного восприятия и понимания человека.
4. Национальная этика — нормы и правила, входящие в структуру менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, которые выделяют данную нацию среди других ("Поучения Владимира Мономаха", "Домострой").
5. Идеологическая этика — нормы и правила, определяемые правящей группой, элитой, отражающие особенности общественно-экономической формации, капиталистической или социалистической основы общества. Идеология может действовать как на уровне отдельного государства, так и на межгосударственном уровне (например, идеология либерализма, авторитаризма, демократий разного вида, идеология атлантической цивилизации).
6. Профессиональная этика включает особые требования общения, предъявляемые к носителям той или иной профессии, принадлежность к которой подразумевает влияние на существование других людей. Управленческая этика, предпринимательская этика могут рассматриваться как разновидности профессиональной этики.
7. Региональная, местная этика — это особые нормы поведения представителей данной местности (экономность, хлебосольство, отношение к юмору).
8. Корпоративная, организационная этика включает нормы поведения, принятые в дайной организации.
9. Групповая этика — нормы поведения в коллективе, группе, включая семью. Особую заботу общества представляет этика поведения в социальных группах с девиантным поведением, субкультура таких групп.
10.Индивидуальная (личностная) этика — личностная система норм и правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе онтогенеза (индивидуального развития) и социализации человека. Личностная этика — продукт социализации, принятия принципов и различного уровня норм и правил поведения и его оценки. В рамках личностной культуры выделяют культуру поведения в разных областях деятельности, культуру чувств, культуру труда, соответственно, можно говорить и определять в качестве элементов этих подвидов культур личности моральные нормы и правила, действующие в области личностной культуры.