Идея сверхчеловека
В работе "Так говорил Заратустра" (1883-1885) Ф. Ницше выдвигает идеал сверхчеловека - новый тип человека, превосходящий современников по своим нравственно-интеллектуальным качествам. "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". Поэтому на пути к становлению сверхчеловека необходимы труд, бесстрашие, самопожертвование, героизм, честность, безграничная жажда деятельности, твердость. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -канат над пропастью". Устами Заратустры Ф. Ницше провозглашает любовь к тем, кто "приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека". Сверхчеловек формируется при участии двух начал -дионисийского, несущего в себе радостное утверждение, с жаждой жизни, танцем и пением, молниями и безумием, и аполлоновского, направляющего эту безудержную энергию в творческое и упорядоченное русло: "Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду". Сверхчеловек - это творец, обладающий могущественной, стремительной волей, которая направлена на превозмогание, творение самого себя как свободной, независимой от ценностей и авторитетов личности. Смысл бытия, по Ф. Ницше, есть сверхчеловек. Но люди, к которым обращается Заратустра, не понимают его. В этой книге через описание житейских сцен и рассказанных Заратустрой притч Ф. Ницше повествует о разных типах людей, и через все ситуации проводит мысль о необходимости стремления к совершенному типу человека, который трактуется как антипод существующему человеку. Эту идею совершенствования человека Ф. Ницше развивает и в других работах.
Человек проходит некую иерархическую лестницу, которую составляют высшие и низшие типы. Равенство Ф. Ницше расценивает как упадок, в то время как "пропасть между человеком и человеком, сословием и сословием, множественность типов, воля быть самим собой, отодвигаться от других, - то, что я называю пафосом дистанции, свойственно каждому сильному времени". Процессы совершенствования человека многообразны, в основе их лежит энергийное начало, проявляющееся в духовной практике. Философ пишет о том, что необходимо "истое мастерство и топкость в ведении войны с собою, т.е. способность обуздывать себя", "очищение инстинктов", "учиться смотреть", "учиться говорить и писать". Это процессуальное видение человека как сущего, в котором особо выделяется необходимость процесса самопреодоления, ибо "в человеке тварь и творец соединены воедино". Исходя из такой трактовки человека, Ф. Ницше различает в человеке "материал", "глину", "бессмыслицу", "хаос" и творца, ваятеля. Можно сказать, что у Ф. Ницше сложилась антропологическая модель человека, суть которой - продвижение но ступеням к сверхчеловеку. Наряду с такой комплексной программой совершенствования человека, восхождение к сверхчеловеку рассматривается им и как результат селекции природы.
Отказ от диктата и культа разума и традиционной морали, выход человека "по ту сторону добра и зла", т.е. отказ от одномерных и однозначных оценок, сложившихся в европоцентристской культуре, раскрепощение инстинкта, тела, телесных интуиции, возврат к дионисийству как символу здоровой природной жизни, - все это провозглашает Ф. Ницше исходя из воли к жизни, которая определяет действия людей и стремится к росту, подъему, увеличению мощи и которая трансформировалась впоследствии в самый пронизывающий инстинкт - волю к власти. Именно поэтому в учении Ф. Ницше спят дуализм души и тела. "Является решающим обстоятельством, чтобы культура начиналась с надлежащего места - нес души <...> надлежащее место есть тело, наружность, диета, физиология". Провозглашение единства души и тела ставилось им в заслугу античности: "Греки остались поэтому первым культурным событием истории <...> христианство, презиравшее тело, было величайшим несчастьем человечества". Ф. Ницше говорит в период работы над "Так говорил Заратустра" и призывает учиться через тело радости жизни, превознося поэтому так высоко искусство танца. Лезть телу - это лгать природе, т.е. жизни. "Учиться освобождать сознание через движение тела: не правда ли, это первый закон для танцовщика?". Активная, главенствующая роль телесного означает факт непосредственного присутствия человека в мире. Феноменальное тело, "живое тело" привлекает философа своеобразной способностью "мыслить" на довербальном уровне, открытием нового типа мыслительной деятельности, "мышления в движении".
Этот комплекс задач и составляет цель культурного совершенствования человека, которая направлена на появление нового типа человека, превосходящего по своим морально-интеллектуальным качествам современных людей. Ф. Ницше был озабочен проблемой перевоспитания человека, создания такой культуры, в которой совокупность традиций, правил и верований способствовали бы облагораживанию человека, а не подстегивали его к достижению материального комфорта и утолению бесконечных материальных потребностей.