Идея самоактуализации и самореализации личности

Самоактуализация (от лат. actualis – действительный, настоящий) – тяга человека к наиболее полному раскрытию своего духовного потенциала, к выявлению личностных возможностей. Самоактуализация имеет два главных значения. Во-первых, ее можно использовать в контексте мотивации, т.е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во-вторых, это завершающая стадия развития согласно теории личности Маслоу. Когда человек удовлетворяет все свои основные потребности (физиологические, потребность в безопасности и т.д.) он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне человек стоит над проблемами окружающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуализации, принимают себя вместе с недостатками и ограничениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектах своей жизни.

Самоактуализация является одним из центральных понятий гуманистической психологии. В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что изучать человеческую природу важно на примере выдающихся представителей человеческого рода, а не на материале средних или невротичных индивидов. Только обращаясь к лучшим людям, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно четко и полно представленную в других, менее одаренных людях.

Важно исследовать пиковые, высшие состояния человека. Выбранная Маслоу группа состояла из 18 человек, при этом девять были его современниками, а девять историческими личностями. В их число, в частности, вошли А. Линкольн, А. Эйнштейн, У. Джеймс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. А. Маслоу стремился выстроить определенную иерархию человеческих потребностей. Она предстала у ученого в следующем виде:

– физиологические потребности: нища, вода, сон и т.п.;

– потребность в безопасности: стабильность, порядок;

– потребность в любви и принадлежности: семья и дружба;

– потребность в уважении: самоуважение, признание;

– потребность в самоактуализации: развитие способностей.

Недостаток этой схемы в том, что она выстроена как жесткая, линейно последовательная. У Маслоу получалось, например, что потребность в самоуважении может обнаружить себя только после того, как реализуется, скажем, потребность в безопасности или любви. Между тем потребность в актуализации нередко оказывается преобладающей, несмотря на то, что физиологические потребности были не удовлетворены.

А. Маслоу выделяет два уровня существования человека: бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их буквами Б и Д (например, Б-любовь и Д-любовь), а также вводит термин "метамотивация", который выражает собственно бытийную мотивацию, обеспечивающую личностный рост.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу отмечает, что таким людям нетрудно принять себя и весь мир, в том числе и других людей. Как правило, это люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям присуща не только открытость по отношению к другим, но и стремление к уединению, автономии и независимости от окружающей их среды и культуры. Цель личностного развития, по Маслоу, – это стремление к росту, в то время как остановка личностного роста – это смерть для человека как личности, для его "самости". При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь роста, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые снижают автономность и независимость человека.

Самоактуализация связана также с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться "входить в гармонию" со своей природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, нс имеющим конца. Как писал Маслоу, это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение". Ученый выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл "пик-переживание" или длительное "плато-переживание". В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а нс дефициентных потребностей, поэтому они так важны в развитии самоактуализации.

Проблема реализации личности волновала и итальянского психолога К. Роджерса, который пришел к выводу, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно этому индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты этой деятельности приносят ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное.