Идеология и религия в политической культуре
Своеобразным стержнем политической культуры является политическое мировоззрение, в котором центральное место отводится идеологии. Подчас идеологические мотивы окрашивают многие политические проблемы, касающиеся авторитета, власти, властных отношений.
Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми, объяснять, обосновывать, оправдывать политические реалии или создавать в отношении их критический настрой. И все же идеология нс тождественна политической культуре и нс способна подменить ее. В одной и той же политической культуре могут существовать несколько взаимно дополняющих или конфликтующих друг с другом идеологий и идейно-политических течений.
Особую роль в формировании и функционировании политических культур играет религия. Многие базовые идеи, ценности, нормы, связанные с ней, составной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, в значительной мерс формирует его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере политической культуры.
Нередко само рождение того или иного государства, его вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссылками на божественное провидение, что подкрепляется аргументами из Священных книг, особенно из тех их глав, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы подобной мифологизации собственной истории характеризуются тем, что сторонники идеи превосходства своей нации отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история богоизбранного народа.
История знает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща каждому великому народу, особенно в период его восхождения, подъема нации. Не миновала она и русский народ.
Так, автор "Сказания о князьях Владимирских", поведав о преемственности мировых монархий от древнейших царств до Римской империи, выводил основы современной ему власти от римского императора Августа. Как утверждал автор сказания, Русь является законной наследницей всех древних мировых монархий, а Рюрик, родоначальник династии Рюриковичей, правивших Русью до восхождения на престол династии Романовых, ведет свой род от самих римских императоров. В XVI в. старцем Филофеем, монахом Елизарова монастыря, развивается идея Москвы как Третьего Рима – наследницы Рима и Константинополя, столицы Восточной Римской империи.
Трудно переоценить значение православной церкви в формировании и укреплении Российского государства, расширении его границ, защите независимости. Она была для русских людей духовной опорой, помогала им противостоять мусульманскому Востоку и натиску католического Запада, угрожавших религиозному и государственному существованию России. Религия часто использовалась для обоснования власти и притязаний сначала русских князей, а затем и московских царей.
Пропагандируя грандиозную концепцию, рассматривавшую Москву как "новый вечный город, наследницу Рима и Константинополя", церковная иерархия давала царям наставления об их священном долге превратить Московию в "Новую христианскую империю". Эта доктрина сыграла немаловажную роль в утверждении многонациональной Российской империи на бескрайних просторах Евразийского континента.
Многие исследователи прямо связывают республиканские и демократические институты Америки с характером верований американского народа. Как замечал еще французский историк А. де Токвиль, церковь была в Америке истинной школой республиканских добродетелей. Он писал, в частности: "Колонисты принесли в Новый Свет христианство, которое я не могу лучше характеризовать, как назвав его демократическим и республиканским. Это обстоятельство необыкновенно благоприятствовало установлению республики и демократии в общественных делах"[1]. Из путешествия в Америку Токвиль вынес уверенность в том, что нравы в большей степени, чем законы или физические обстоятельства, определили успех американской демократии, нравы же коренятся в религии.
Пройдя в той или иной форме через историю почти всех существующих на земле народов, идея божественного предопределения способствовала их консолидации в самые трудные для них времена.
Следует подчеркнуть, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов, религия тесно связана с культурной традицией, она составляет часть образа жизни народа. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются теми опорами, которые защищают общество в целом, а вместе с ним и существующую политическую систему от полного разрушения.
Приверженность к религиозным ценностям в прошлом зачастую перевешивала социально-классовые ориентации, а в некоторых странах это происходит и сейчас. Именно влияние церкви, религии на общественное сознание и, соответственно, на политическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий. Роль и значение этих партий нельзя оценить однозначно. Среди них были и есть партии консервативной и даже реакционной политической ориентации, но существовали (и существуют) и такие, которые выступали с позиций социального реформизма (например, социальное христианство).
В послевоенные десятилетия религиозная окраска помогла Христианскому демократическому союзу (ХДС) в ФРГ, Христианской демократической партии (ХДП) в Италии (вплоть до политической реформы 1994 г.), а также конфессиональным партиям других стран привлечь на свою сторону многих верующих из всех слоев населения.
Зачастую религиозные ценности, особенно в условиях эрозии осевой идеи, или осевого идеала, лежащего в основе цивилизации, оказывают облагораживающее воздействие на значительные массы людей. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, позволяют сохранить в сознании такие немеркнущие общечеловеческие заповеди, как "не убий", "не укради", "возлюби ближнего своего".
В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят в религии утешение и убежище. Наглядное представление об этом дают всплеск интереса к религии, рост религиозного сознания в нашей стране. Вот почему при изучении политической культуры нельзя игнорировать религиозное начало как важный фактор политической социализации.