Лекция 14. Идеологический механизм природопользования и охраны окружающей среды
В Концепции национальной безопасности РФ среди угроз национальной безопасности названа неготовность общества осознать глобальность и важность экологических проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.
Следует отметить, что на законодательном уровне требования о необходимости формирования экологической культуры и повышения уровня экологического правосознания были сформулированы в ранее действовавшем Законе РСФСР "Об охране окружающей среды", разд. 11 которого посвящался данным вопросам. Содержательную сторону этого процесса составляли:
экологическое воспитание;
экологическое образование;
экологическое просвещение;
профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.
В этом же законе были сформулированы основные принципы идеологического механизма природопользования и охраны окружающей среды, к числу которых относятся:
всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования;
обязательность преподавания экологических знаний.
Ныне действующий Закон об охране окружающей среды в гл. 13 "Основы формирования экологической культуры" заимствовал все лучшие положения своего предшественника и сохранил в основном целевой подход законодателя к данной проблеме.
В называвшейся ранее Экологической доктрине РФ в разделе "Пути и средства реализации государственной политики в области экологии" уделено место вопросам экологического образования и просвещения, основными целями которых является повышение:
экологической культуры населения;
образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Экологическое воспитание
В ст. 1 проекта Федерального закона "О государственном регулировании образования в области экологии" под экологической культурой понимается наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких-то групп людей или даже населения страны в целом, нужно связывать его со способностью в рамках, прежде всего, семьи как основной ячейки общества, а также в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также продолжит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших.
Несмотря на более чем десятилетний опыт закрепления положений о необходимости осуществления экологического воспитания, едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Дело в том, что вхождение Российской Федерации в "цивилизованный" рынок скорее дало обратный импульс эколого-воспитательному процессу, когда у молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения. А значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере своей воспитательной миссии.
Кроме того, нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, что также влечет за собой тяжелые последствия для природы.