Идеи воспитания толерантности
С концепциями воспитания в духе диалога культур пересекаются идеи толерантности. Воспитание толерантности в общем виде означает развитие способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпеливое или снисходительное (в позитивном смысле слова) отношение к инакодействиям и инакомыслию.
В России идеи воспитания толерантности понимаются в первую очередь как воспитание терпимости в отношении иных культур и этносов (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, С. К. Бондырева, В. Н. Гуров, Л. В. Кириллова, А. Г. Козлова, Η. М. Лебедева, В. Г. Маралов, В. С. Собкин и др.). На Западе главным условием достижения толерантности утверждается персональная свобода личности (А. Камю, Ж-П. Сартр, С. Л. Франк, Э. Фромм, О. Шпенглер, К. Ясперс). В конечном счете, воспитание толерантности выступает как универсальный демократический принцип, связанный с социальными и нравственными ценностями плюрализма и прав человека, обеспечивающий принятие и учет особенностей образа мыслей и поведения другого.
Достаточной ясности о педагогическом смысле толерантности нет. Попытки рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этой связи популярная на Западе идея "политической корректности". В "Декларации принципов терпимости" (ЮНЕСКО, 1995) формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия.
Проблематика воспитания толерантности остается недостаточно разработанной. Определения воспитания толерантности формулируются в достаточно общей форме. Часто они слишком расплывчаты: например, "толерантность как личностное качество, стимулирующее активную творческую жизнь школьников с целью собственного развития и улучшения окружающей среды, заботы о близких и далеких людях", или – "толерантность – системное, целостное ценностное понятие... составляющие этого понятия – политический, социальный, духовный компоненты".
Педагогика не дает прозрачных ответов на вопросы о целях толерантного воспитания. Предпринимаются попытки сформулировать конкретные цели воспитания толерантности как навыков терпимости по отношению к объектам и процессам повседневной жизни. Например, группа под руководством Т. В. Архиповой предложила считать толерантностью "миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования “другого”". При воспитании толерантности предлагается учитывать возрастные и гендерные различия. Утверждается, что наибольшую склонность к толерантности проявляют девочки-подростки. Отмечена возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности. Центральным фактором формирования у школьника-подростка толерантности рассматривается процесс самоидентификации, прежде всего отнесение личности к той или иной этнокультуре (В. С. Собкин).
Воспитание толерантности играет особую роль, будучи механизмом, с помощью которого возможно запустить эмоциональную, психологическую, духовную консолидацию многонационального социума. Однако воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных субкультур, – лишь нижняя ступенька воспитания в духе диалога культур. Далее должны следовать воспитание уважения, понимания иных культур, формирование готовности к межкультурному диалогу и сотрудничеству. Для образования неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только не возможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем у учащихся путем воспитания надо формировать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и агрессивного национализма.