Идеи воспитания толерантности
В значительной мере с концепциями поликультурного образования пересекаются идеи толерантности. Проблемы толерантности в молодежной среде крайне остры. С начала XXI в. в России выполнялись федеральная и региональные программы, исследовательские проекты Российской академии образования по изучению и внедрению воспитания толерантности в многокультурной и многоэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогического сообщества к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы выступает одним из системообразующих в поликультурном образовании. "Толерантность является центральным компонентом мультикультурализма и отражает общечеловеческое через особые отличия людей"[1].
У разных пародов понятие "толерантность" имеет различные смысловые оттенки и акценты. В русском языке существует два слова с близким значением – "толерантность" и "терпимость". В английском толерантность – это "готовность и способность без протеста воспринимать личность", во французском – "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов", в китайском – "великодушие в отношении других", в арабском – "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим", в персидском – "терпение, готовность к примирению" и т.д.
Российские педагоги выявили многозначность понятия толерантного воспитания (образовательной толерантности) в многокультурной и многоэтнической среде, а также сформулировали некоторые педагогические дефиниции этого феномена (Т. В. Архипова, С. К. Бондырева, Η. Н. Гуров, В. Ю. Зорин, Д. В. Колесов, В. С. Собкин и др.). Предлагается считать толерантностью миролюбивость, уважение к другим языкам и к тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования "другого". Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование готовности быть открытым для понимания многообразия культур и истории других народов. При формулировке любых видов толерантности выделяют следующие характеристики: признание, принятие, понимание несхожести, различия, готовность к диалогу[2].
В научном мире предпочитают говорить о разных типах толерантности, которые, так или иначе, относятся к воспитанию. Помимо образовательной толерантности предлагается выделять толерантность этническую, межэтническую, межнациональную, расовую, религиозную и т.п.[3]
Как считают некоторые исследователи, понятие этнической толерантности непосредственно отражает процесс взаимодействия и взаимовлияния культур. В коллективной монографии российских ученых "Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде" в качестве дефиниций этнической толерантности определены готовность представителей той или иной этногруппы контактировать с другими этнокультурами, что выражается во взаимной терпимости при взаимном признании и уважении культурных различий и образа жизни[4].
Несколько иные трактовки этнической толерантности предложены Η. М. Лебедевой, которая, говоря об этнической толерантности, имеет в виду "наличие позитивного образа" иной этногруппы при "позитивном отношении к собственной этнокультуре[5].
По суждениям З. Ф. Мубиновой, межэтническая толерантность является составным элементом культуры межнационального общения и характеризуется высокой степенью межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей иных народов в той же мере, как и своего народа. При этом межнациональная толерантность определяется ученым как совокупность определенных психологических установок, чувств, знаний и социальных, мировоззренческих, поведенческих ориентиров и норм, которые предполагают терпимое отношение к тем или иным языкам, культурам, стилям жизни, нормам поведения и т.д.[6]
Как следует из вышеприведенных суждений, консенсуса и полной ясности при определении понятия толерантного воспитания в отечественной педагогике нет. Об этом же свидетельствуют и попытки в мировой педагогической мысли рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте. Подобные попытки зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этом смысле популярность аналогичного толерантности понятия "политическая корректность". Политическим документом является "Декларация принципов терпимости" (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств, включая Россию, где главные формулировки толерантности даны как не педагогические, а социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем в идеологизированном и политизированном виде понятие толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможно успешно запустить эмоциональную, психологическую, духовную консолидацию многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в многокультурных и многоэтнических обществах для формирования высокой толерантности.
Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов, – лишь нижняя ступенька одной из целей поликультурного образования. Так что броские лозунги типа "влюбленным можешь ты не быть, но толерантным быть обязан" красивы, но недостаточны в педагогическом отношении. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное сотрудничество. Образовательная стратегия воспитания толерантности предусматривает позитивное отношение к этнической проблематике, отторжение всяческих проявлений расизма, ксенофобии, видение окружающего многонационального социума без каких-либо оттенков, а исключительно в черно-белом цвете.
Для поликультурного образования неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем у учащихся надо воспитать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.
Проблемы толерантности в молодежной среде крайне остры. Вызывает тревогу уровень толерантности российской молодежи. Этот уровень определяется множеством факторов: социальных, гендерных и особенно этнических. Так, российскими учеными выявлены определенные гендерные различия среди школьников при проявлении толерантности: наименьшую склонность к ней имеют мальчики-подростки. Отмечена также возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности. Центральным фактором формирования у школьника-подростка толерантности назван процесс национальной идентификации, прежде всего отнесение себя к национальному большинству или меньшинству.
Например, исследование, проведенное на Северном Кавказе сотрудниками Центра сравнительной педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, показало, что около 70% респондентов испытывают неприязнь к людям иной этнической принадлежности[7].
Начальные методики воспитания толерантности сравнительно несложны. Однако для систематического воспитания толерантности такие эпизодические приемы недостаточны. Необходим кропотливый и постоянный тренинг толерантности. Так, немалую роль играют методики педагогической риторики, когда педагог формирует у своих подопечных толерантность через сообщение информации, которая говорит сама за себя, а также путем интерпретации тех или иных фактов в ходе дискуссий. При этом речь учителя должна восприниматься как эталон, соответствующий содержательно и эмоционально той или иной ситуации подобных дискуссий.