Лекция 5. Идеи католической педагогики и Возрождения в педагогической мысли и образовании в Западной Европе (конец XIII – начало XVI в.)

В результате освоения материала главы и его самостоятельного осмысления студент сможет:

• знать

основные направления развития образования в странах Запада в XIII-XV вв.;

– ведущих представителей зарубежной педагогической мысли периода Возрождения;

– особенности сословно-семейного воспитания в рамках католической педагогики периода Возрождения;

– основные типы и формы учебных заведений в странах Европы XIII–XV вв.;

– специфику возникновения и деятельности первых университетов в Европе;

• уметь

– анализировать ведущие тенденции развития педагогической мысли католицизма;

– объяснять причины эволюции воспитательного идеала в странах Запада в период XIII–XVI вв.;

– устанавливать преемственность развития образования и педагогической мысли в странах Запада с предшествовавшим периодом;

– работать с историческими источниками, наиболее ярко отражающими развитие образования в период Возрождения;

– анализировать педагогические взгляды представителей идей гуманизма и католической педагогики;

• владеть

– навыками сравнительно-исторического анализа педагогических идей и концепций, доминировавших в период Возрождения;

– системой знаний о своеобразии развития католической педагогики и идей Возрождения в различных государствах Европы.

Философско-педагогическая мысль католицизма

Христианская философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Воспитание вместе с тем являлось своеобразным сплавом религиозного и светского. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено равно к каждому человеку, но будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали.

Носителями христианской педагогики на Западе были в первую очередь служители католической церкви. В католической педагогике сказывалась определенная внутренняя несвобода ("господство авторитетов"). Ярким проявлением подобного авторитаризма являлось оправдание всяческих наказаний, прежде всего физических.

Идеалом являлась усредненная верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Его предназначением провозглашалось нравственное воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний.

Католическая церковь стремилась искоренить следы варварских родоплеменных воззрений на воспитание. Эти воззрения в противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию основывались на концепции интеграции человека в определенный клан. Варварская традиция, однако, прекрасно вписалась в сословные представления о воспитании.

Многие идеологи западного христианства с неприязнью, которая часто переходила в открытую враждебность, относились к античному воспитанию. По существовала и группа католических богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки грекоримской образованности. Ученый мир средневековой Европы не забыл античные традиции. Они использовались религиозными и светскими деятелями при обосновании обучения и воспитания.

Существенную роль идеи античных философов сыграли в появлении схоластики (от лат. scola, идущего от греческого "схолес" – школа). Схоластика определила развитие педагогики раннего Средневековья. Она выработала культурные ценности, опираясь на аристотелизм и христианское богословие. Философско- педагогические идеи Аристотеля были использованы для рационального, логического объяснения христианских догматов. Схоластика, сохраняя теологическую суть, выстроила новое философско-педагогическое обоснование воспитывающей функции христианства.

Будучи универсальной философией и теологией, схоластика господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI – начала XVI в. Как педагогика, схоластика подавала в логически стройном виде католическое вероучение с целью дать учащимся совершенное, систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли, разрабатывали приемы спора, старались отточить до блеска доказательность мышления. По крайней мере до XII–XIII вв. схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, играла положительную роль.

Важную роль в становлении схоластики как католической идеологии обучения и воспитания сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26–1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Фома Аквинский абсолютизировал рационалистический способ доказательств. Философско-педагогическая мысль приобрела ярко выраженный корпоративный и рецептурный характер. Научные знания объявлялись доступными лишь "посвященным". Сочинения Фомы Аквинского сделались одним из главных источников изучения богословия в эпоху Средневековья.

В Европе конца XIII – начала XIV в. выделяются представители католической педагогики, которые оказались провозвестниками Возрождения в вопросах воспитания и обучения: наставник французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190–1264), канцлер Парижской Сорбонны Жан Шарль Герсон (1363–1429), испанский мыслитель Раймон Луллий (ок. 1235 – ок. 1316) и др. Речь шла о спасении души и богоугодном образовании. По их утверждениям, мирские науки "также учат истине". Ими оставлены ценные педагогические советы: целесообразности постановки на первое место в развитии человека нравственности, смягчения методов воспитания, завоевывания интереса детей играми, учета специфических качеств детей при воспитательном процессе (незлобливость, искренность, бескорыстие и пр.). Эти философы и педагоги призывали учителей к кротости и терпению, считая телесное наказание крайней воспитательной мерой. Ими выдвинут тезис о взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания. Смелыми для своего времени были их предложения начинать обучение на родном языке (в ту эпоху латынь была "альфой" и "омегой" обучения), давать с детства навыки профессии.