Идеалы и ценности как основания активности человека
Идеалы и ценности ориентируют человека среди объектов внешнего мира, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте развития[1].
Идеал (франц. idéal, от греч. idea — идея, понятие, представление) можно определить как обобщенный ценностно-нормативный образ должного будущего, формирующийся в результате предельно широкого обобщения жизненного опыта человека[2].
Как форма осмысления жизни и образ совершенства идеал:
• является нерасчленимым, неструктурированным образованием;
• имеет оценочный и одновременно эмоционально-чувственный характер;
• отличается от повседневной действительности;
• определяет способ мышления и деятельности человека;
• является духовным выражением определенной нормы;
• извне регулирует целостное и активное отношение человека к настоящему, будущему и даже к прошлому;
• обладает побудительной силой к действию;
• обеспечивает обобщенный, панорамный план будущего и стабильность стратегических, смысложизненных характеристик.
По степени обобщенности выделяют персонифицированные, собирательные и программные идеалы[3].
Персонифицированные идеалы возникают, как правило, в детском возрасте. Они кристаллизируются из наблюдений ребенка за ближайшими родственниками, литературными героями, эстрадными или спортивными кумирами. Персонифицированные идеалы основаны на инфантильном сознании, для которого характерны неуверенность в самом себе, желание поддержки и защиты "сверху", неспособность принимать решения и отвечать за них. В то же время персонифицированные идеалы побуждают личность к самоизменениям. Идентифицируя себя с объектом персонификации, человек пытается, хотя и по внешним пока параметрам, определить ориентиры для саморазвития.
Собирательный идеал кристаллизируется, когда никакой отдельно образ человека не удовлетворяет возросшим требованиям образа желаемого. Формируя собирательный идеал и двигаясь к нему, человек более свободен и самостоятелен, чем в случае с персонифицированным идеалом. Он уже свободно выбирает, присваивает, примеряет на себя желаемые признаки других людей. При этом подразумевается, что человек способен вычленить не только внешние, но и внутренние, сущностные признаки, которые затем вплетаются в ткань собирательного идеала. В собирательных идеалах наиболее ярко проявляется прагматический аспект идеала, который предполагает, что человек четко разграничивает мир действительного и мир желаемого, по пока не сбывшегося, мир норм и мир сверхцелей. При этом человек, у которого сформировался собирательный идеал, как правило, обладает более адекватной самооценкой и надеется прежде всего на самого себя.
Программный идеал предполагает, что человек "идеализирующий", пройдя стадии персонификации и собирания желаемых свойств, может абстрагироваться от конкретных носителей конкретных свойств. Объектом идеализации в программном идеале является сам субъект, который обладает творческой верой в себя самого[4]. Программные идеалы несовместны с инфантильным сознанием, в них человек ориентируется только на собственные силы и потому в высшей степени нравственен.
Чем выше степень развитости, зрелости личности, тем быстрее в системе мировоззрения совершается переход от идеалов персонифицированных через собирательные к идеалам программным. При этом своеобразие личности придает направление ее активности, обусловливает не единоличное присутствие идеалов какого-то одного типа, а то, какие идеалы доминируют в стремлениях человека.
Идеал направляет человека в ходе его деятельности, является организующим началом самопознания, придает человеку целеустремленность, динамизм и видение жизненной перспективы и тем самым выступает стимулом духовного развития.
Ценности выступают как критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор; или как некие концепции желаемого, которые характеризуют индивида или группу и определяют выбор типов, средств и целей поведения[5].
Вначале, в результате выработки общественным сознанием представлений о должном, в различных сферах общественной жизни формируются социальные ценности. Они отражаются в произведениях материальной и духовной культуры либо человеческих поступках, которые являются конкретным воплощением общественных ценностных идеалов. Одновременно, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, социальные ценности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей[6].
Когда идет речь о личностных ценностях, мы должны помнить, что, формируя собственную систему ценностей, человек ориентируется не на декларируемые (ценности, о которых заявляется во всеуслышание на уровне властных структур), а на реальные социальные ценности. Степень реальности той или иной социальной ценности подтверждается общественной практикой.
На уровне общества значительное расхождение между декларируемыми на государственном уровне и реальными социальными ценностями вызывает социальное недовольство, апатию и недоверие к любым новым инициативам, спускаемым "сверху".
На личностном уровне также формируется двойная система ценностей — декларируемых и реальных. Первые позволяют человеку приспосабливаться к навязанным извне требованиям, на вторые он ориентируется при построении собственной траектории жизни. "Встреча" социальных и личностных декларируемых ценностей приводит, как правило, к тому, что социальное взаимодействие приобретает характер неподлинности, а следовательно, останавливается социальное и личностное развитие (замечательно отражает момент такой "встречи" выражение: "Вы делаете вид, что нам платите, мы делаем вид, что работаем").
В то же время сформированные личностные ценности и ценностные ориентации[7] обретают определенную независимость от регулирующей роли внешних, неприсвоенных ценностей.
Личностные ценности осознаются как устойчивые смыслы, задающие вектор активности человека.
При этом необходимо различать ценности:
• терминальные, или предельные, выступающие как цели, которые стоят того, чтобы к ним стремиться;
• инструментальные, выступающие как принципы, которые показывают, что предпочтительным для достижения определенной цели в любой ситуации является определенный образ действий.
Инструментальные ценности в идеале должны соответствовать терминальным не только с точки зрения эффективности, но и с точки зрения этики (см. главу 9).
Личностные ценности как регуляторы активности в значительно большей степени, чем потребности, ориентируют человека на развитие, обеспечивают более четкое видение отдаленных целей, соотнесенных с жизненными идеалами, и большую устойчивость в движении к этим целям (табл. 3.2, по Д. А. Леонтьеву[8]).
Таблица 3.2. Различия между потребностями и личностными ценностями как регуляторами активности человека
Показатель |
Потребности |
Личностные ценности |
Источник |
Индивидуальные отношения с миром |
Коллективный опыт социальной общности |
Относительная значимость и побудительная сила |
Постоянно меняются |
Неизменны |
Зависимость от момента |
Сильная |
Отсутствует |
Субъективная локализация |
"Внутри" |
"Снаружи" |
Характер воздействия |
"Толкают" |
"Притягивают" |
Направленность |
Па желаемое состояние |
В желательном направлении |
Насыщение и дезактуализация |
Временно возможны |
Невозможны |
Форма репрезентации |
Связи с объективными условиями жизни |
Идеал ("модель должного") |
Критерии необходимости |
Индивидуальные |
Социальные (общие) |
Таким образом, деятельность и развитие человека во многом станут эффективнее, если:
• уменьшится регулирующая роль внешних, социальных, неприсвоенных ценностей и увеличится роль личностных ценностей;
• потребности человека будут вытеснены его личностными ценностями[9].
Как и потребности, личностные ценности образуют иерархию, изменение которой приводит к изменениям в направлении, темпе и эффективности деятельности и развития человека.
Как смысловые регуляторы лидерской активности личностные ценности определяют:
• восприятие и осмысление ситуаций и проблем (ошибку подчиненного лидер, основной ценностью для которого является карьера, будет рассматривать как помех)[10] для своего успеха, а лидер, для которого основной ценностью является помощь другим, — как возможность поддержать сотрудника и развить его профессиональные навыки);
• отношение лидера к окружающим (лидер, который высоко ценит лояльность, конформизм и вежливость, с трудом будет воспринимать уверенных в себе, независимых, творчески одаренных сотрудников, которые неохотно подчиняются приказам);
• решения и действия лидера (лидер, который ценит смелость и верность убеждениям, готов принимать непопулярные решения, если уверен в их правильности);
• использование и делегирование власти (лидер, который рассматривает власть как высшую ценность, сосредоточит ее в своих руках; лидер, для которого высшей ценностью являются компетентность и интересы других, будет распределять властные полномочия между членами группы, если это обеспечит более эффективное решение общегрупповых задач);
• способы разрешения конфликтов (лидер, для которого наиболее ценны конкуренция и амбиции, будет вести себя не так, как лидер, высоко ценящий сотрудничество)2; и т.д.
Практика показывает, что ценности имеют огромное значение в деятельности лидера как ориентиры и критерии его активности. Именно поэтому в последнее время появилось достаточно много концепций лидерства, опирающихся на ценностный подход (см. главу 2).