Юм (Hume)

Биографические сведения. Давид Юм (1711 – 1776) – английский историк, публицист, экономист и философ. Родился в семье небогатого шотландского дворянина в Эдинбурге, окончил Эдинбургский университет. Уже в 18-летнем возрасте он задумал "новую науку о человеческой природе", позднее изложенную в его главном философском сочинении "Трактат о человеческой природе". Но публикация этой работы прошла незамеченной. Славу Юму принесли только "Опыты моральные и политические". В академической среде к Юму относились крайне подозрительно, поэтому несколько его попыток устроиться на преподавательскую работу в университеты провалились. С 1746 г. он занимался дипломатической работой, с 1763 по 1766 г. жил в Париже, где подружился с рядом французских просветителей (Дидро, Д'Аламбер, Гельвеций и др.). В 1769 г. он вышел в отставку и поселился на родине, где занимался только наукой.

Основные труды. "Трактат о человеческой природе" (1739– 1740), "Опыты моральные и политические (Эссе)" (1741), "История Англии: В 8 т." (1753–1762).

Философские воззрения. Онтология. Признавая (в отличие от Беркли) существование внешнего мира, Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Юм является основоположником новоевропейского скептицизма и агностицизма.

Гносеология. Центральное место в его учении занимают проблемы гносеологии, не случайно первый том "Трактата" носил сначала название "Опыт о человеческом разуме". Оно весьма символично, поскольку знаменитый трактат Локка (1690) назывался точно так же, а трактат Лейбница (1704) носил название "Новые опыты о человеческом разуме".

Отмечая успехи экспериментального метода, которые позволили Ньютону создать новую физику, Юм утверждал, что теперь, пользуясь этим же методом, необходимо создать новую науку о человеческой природе, и задача эта особенно важна, потому что, только познав человеческую природу, мы можем:

• прийти к господству над ней;

• понять, как протекает процесс познания внешнего мира и насколько обоснованы наши знания об этом мире;

• построить новую систему наук на прочном основании.

В отличие от Локка и Беркли, которые все ОГЛАВЛЕНИЕ человеческого разума называли идеями, Юм называет его восприятиями и изначально делит их на "впечатления" ("ощущения") и "идеи" (табл. 70 и 73). Между ними существует только два существенных различия: по степени и по порядку.

Таблица 70

Впечатления и идеи

Восприятия

По степени

По порядку

Впечатления

Входят в сознание с наибольшей силой и яркостью; это ощущения, переживания, эмоции и т.п.

Появляются в нашем сознании первыми

Идеи

Слабые образцы впечатлений в мышлении и рассуждении

Появляются в нашем сознании вторыми (после впечатлений)

Различие между чувствованием и мышлением сводится до минимума: чувствуя, мы имеем яркие образы (впечатления), когда мы мыслим – слабые (идеи); сначала в наше сознание приходят впечатления, потом на их базе формируются идеи.

Впечатления бывают простыми (красный цвет, соленый вкус и т.п.) и сложными (впечатление от яблока в целом). Идеи также бывают простыми и сложными; но если простые идеи – это бледные копии впечатлений (ощущений), то сложные идеи могут быть как копией сложного впечатления, так и результатом комбинации в уме простых идей (табл. 71):

Таблица 71

Простые и сложные восприятия

Восприятия

Впечатления

Идеи

Простые

Простые

впечатления

Простые идеи

Сложные

Сложные

впечатления

Сложные идеи

Рождение сложных идей связано также с наличием памяти, которая позволяет воспроизводить впечатления и идеи, имевшие место в прошлом, и воображения, позволяющего создавать новые комбинации знакомых идей. Чтобы проверить убедительность (истинность) любой идеи, необходимо указать соответствующее ей впечатление. Это не составляет труда для простых идей и для сложных, являющихся отображением сложных впечатлений. Но сложные идеи могут еще быть результатом деятельности сознания. Чтобы проверить их убедительность (истинность), необходимо понять, как они появляются.

Между различными восприятиями, существующими в нашем сознании, имеется определенная связь, некое "притяжение" (нечто вроде силы притяжения между телами у Ньютона). Благодаря этой связи у нас возникает "привычка" постоянного восприятия неких стабильных комплексов ощущений (т.е. яблоко – это всегда определенный цвет, форма, вкус и т.д.); относительно стабильно закреплены различные восприятия и в нашей памяти. Стабильная же связь имеет место и между идеями: одна идея, естественно, влечет за собой другую. Эта связь между идеями выражается в принципе ассоциации, сформулированном Юмом. Но если у Ньютона сила притяжения действует всегда и везде – между любыми физическими телами, то ассоциативное "притяжение" идей у Юма – это "мягко действующая сила", так как воображение может ее разрывать. Переход от одной идеи к другой осуществляется по трем основаниям (табл. 72).

Таблица 72

Основания для ассоциации идей

Тип основания

Примеры

Сходство

Портрет заставляет пас вспомнить изображенного на нем человека.

Смежность во времени и в пространстве

Видя подъем якоря у корабля, мы воображаем себе его отплытие;

вспомнив свой школьный класс, мы вспоминаем соседние с ним классы, коридор, все школьное здание и т.п.

Причинно-следственная

связь

Думая об огне, мы обязательно думаем и о выделяющемся тепле и дыме.

Подводя итоги, Юм замечает, что действие такого "притяжения" идей очевидно любому, но причины его неизвестны и должны быть отнесены "к первоначальным качествам человеческой природы".

Юм – номиналист. Как и Беркли, он отрицает существование общих, абстрактных идей и впечатлений, и это вполне логично следует из сто учения: поскольку каждая идея есть лишь слабый образ впечатления, то, как и последнее, идея всегда конкретна и имеет частный характер. Чем же тогда являются "общие" идеи (человек, дерево, котка и т.п.) и откуда они берутся?

Среди идей, возникающих в нашем сознании, постепенно фиксируются некоторые сходные (например, идеи различных конкретных людей). Это сходство позволяет дать этим идеям одно и то же название – слово или имя, например "человек". В дальнейшем при употреблении данного слова (имени) мы, хотя и имеем в виду только конкретного человека и не можем представить себе всех людей, пробуждаем в себе привычку, которая возникла у нас при рассмотрении различных людей. И хотя это множество идей не присутствует в данный момент времени реально в нашем сознании, они как бы находятся наготове, и при желании мы можем рассмотреть любую из них (схема 113).

Схема 113. Природа общих имен

Так, использование общих имен позволяет нам сокращать работу нашего сознания: благодаря им мы нс должны каждый раз перебирать все множество соответствующих идей (что часто даже невозможно из- за большого их количества).

Между идеями, существующими в нашем сознании, могут существовать два вида отношений, которые мы выражаем в суждениях (предложениях), утверждая что-то или отрицая. Первое – отношение логического следования•, это случай, когда одни идеи полностью выводятся из других (например, теоремы из аксиом), и следование это основано на логическом законе непротиворечия. Второй – это заключения о "фактах". Заключения о фактах мы делаем на основании имеющихся у нас восприятий (например, мы видим на востоке верхнюю часть Солнца и делаем заключение: "Солнце восходит"). Однако, когда мы размышляем о том, что в данный момент не воспринимаем, мы одинаково легко можем представить себе противоречивые факты ("Солнце завтра взойдет" и "Солнце завтра не взойдет"). Такие заключения о фактах основаны на отношении причины и следствия.

Утверждение о том, что это отношение реально существует между объектами внешнего мира (т.е. вне нашего сознания), Юм считая ошибочным, так как то, что считается следствием:

не содержится в том, что считается причиной;

не похоже на то, что считается причиной;

логически не выводимо из того, что считается причиной.

По Юму, причинно-следственная связь имеет исключительно психологическое обоснование: явление В, которое в нашем сознании постоянно появляется после явления А, смежного в пространстве с В, мы и принимаем за следствие из А. Так, дым (В) костра не есть следствие огня (А): он не содержится в огне, не похож на огонь и его появление логически не выводимо из существования огня. Но восприятие дыма в нашем сознании постоянно имеет место после восприятия огня, причем восприятия огня и дыма находятся рядом в пространстве. Частая повторяемость этой последовательности впечатлений порождает устойчивую ассоциацию ожидания дыма при восприятии огня. Ассоциация ожидания перерастает в привычку, а привычка порождает веру в то, что в будущем каждый раз, когда имеет место А, должно появиться и в. Именно эта вера и служит основанием для приписывания различным объектам и явлениям причинно-следственных отношений (схема 114).

Однако между самими психическими явлениями действительно существуют причинно-следственные отношения:

• рождение идей из впечатлений (табл. 71);

Схема 114. Рождение представлений о причинно-следственной связи

• рождение одних идей из других по принципу ассоциации (табл. 72). И так как подлинными науками являются только те, которые изучают причинно-следственные связи, то единственная наука, по-настоящему заслуживающая этого названия, – это психология. На базе психологии могут быть построены еще и другие науки: этика, гражданская история, история религии.

Антропология. Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. Поскольку в сфере психики действуют причинно- следственные связи, то вся психическая жизнь личности жестко детерминирована и нет никакой свободы воли. Следуя Беркли по поводу критики понятия "субстанция", Юм (вопреки Беркли) отрицает существование души как субстрата, носителя психических переживаний. Человеческая личность есть всего лишь "связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом"[1].

Социально-политические воззрения. Юм отрицал как средневековое учение о происхождении королевской власти "от Бога", так и популярную в его время теорию "договорного" происхождения государства. Он полагал, что государство возникло на базе семьи и в результате разрастания последней. Королевская власть берет свое начало из института военных вождей, а степень законности власти в глазах людей есть результат "привычки" к ней и зависит от времени существования этой власти (и приемлемости ее для подданных).

Судьба учения. Философские идеи Юма, и в особенности его скептицизм и агностицизм, сыграли заметную роль в дальнейшем развитии европейского субъективного идеализма (схема 115).

Таблица 73

Понятие "идея" в философии Нового времени (от Декарта до Юма)

Философы

Понимание термина "идея"

Декарт:

Идеи – это мысли, существующие в уме человека, некоторые идеи (в частности, законы науки) являются врожденными

Локк:

Идеи – это любые объекты человеческого мышления ("воображаемое", "понятие" и т.д.), нет никаких врожденных идей

Беркли:

Идеи – это любые объекты человеческого мышления ("ощущения", "мысли" и т.д.), нет никаких врожденных идей

Лейбниц:

Нет никаких врожденных идей, но есть врожденная способность к восприятию некоторых фундаментальных идей ("Я", "тождество", "бытие" и т.п.)

Юм:

Идеи – это один из двух видов восприятия, существующих в человеческом мышлении, они являются слабым образом впечатлений (ощущений) в мышлении и рассуждении и порождаются ими; нет никаких врожденных идей

Схема 115. Юм: истоки и влияние