Художественное творчество как феномен культуры
К. Г. Юнг создал особую типологию личности, которую он обстоятельно изложил в своей работе "Психологические типы" (1921). Согласно его наблюдениям, человек может быть ориентирован в своих взглядах в двух направлениях: во вне - такой тип человека он называет экстравертным, т.е. ориентированным на объекты, окружающие его; другой тип ориентирован на себя, его он назвал интровертным. Для экстравертированной установки характерно подчинение субъекта тем требованиям, которые ему навязывает объект, тогда как для интровертированной установки характерно утверждение субъектом своих сознательных намерений и целей вопреки требованиям объекта. Ученый считает, что западная культура - экстравертна, а восточная - интровертна, поскольку в целом западная культура занимается познанием мира, восточная же обращена на познание внутреннего мира человека, подтверждением чему служат разнообразные сложившиеся практики йоги, медитация.
На основании этой типологии К. Г. Юнг объясняет и особенность художественного творчества. При этом он ссылается на Ф. Шиллера, который еще раньше почувствовал различие в характере художественного творчества, различая сентиментальное и наивное искусство. Психолог назвал бы "сентиментальное" искусство интровертированным, а "наивное" - экстравертированным. В рамках этой своей концепции К. Г. Юнг интерпретирует проявление аполлонического и дионисийского начал, обоснованных Ф. Ницше. Аполлонизм, как его понимал Ф. Ницше, является устремлением внутрь себя, интроверсией. Дионисийское же начало - это обращение во вне, выход за пределы себя, экстаз. Согласно этим двум интенциям в творчестве, или же двум совершенно различным способам творениях, К. Г. Юнг объясняет разнообразие в творческой деятельности художников.
Анализируя предложенный З. Фрейдом метод анализа художественного творчества, К. Г. Юнг указывает на его явную неспособность объяснить собственно само произведение искусства. Для этого он ставит перед собой задачу рассмотреть произведение искусства как некий "автономный комплекс", под которым он понимает всякое психическое образование, остающееся подсознательным до тех пор, пока его энергетический заряд не окажется достаточным для того, чтобы перенести такое образование через порог сознания. Но, будучи соединенным сознанием, он остается недоступным сознательному контролю. В этом и заключается его автономность. Как возникает автономный комплекс? Благодаря снижению умственного уровня; он развивается за счет энергии, выведенной из-под сознательного контроля личности. "Произведение искусства являет собой закопченную картину, и оно поддается анализу лишь в той степени, в какой мы способны усмотреть в ней символ".
Оригинальный подход К. Г. Юнга к анализу произведений искусства заключается в том, что произведение искусства трактуется им как выражение не личного бессознательного поэта, а бессознательной мифологии, чьи изначальные образы являются общим наследием человечества. Он признает, что искусство получает притоки и из сферы личного бессознательного, но это притоки мутные, и если они преобладают, то произведение искусства, вместо того, чтобы приобрести символический характер, превращается в симптом. Этот род искусства мы можем без особого ущерба и сожаления предоставить фрейдовским очистительным методам. Великим искусством К. I". Юнг называет то, которое, в результате бессознательной активизации архетипического образа, осуществляемой художником в результате творческой деятельности, дает возможность отдельному человеку (зрителю, слушателю) ощутить свою принадлежность к судьбе человечества, ощутить в изначальных образах тысячи голосов, "след тех радостей и печалей, которые несчетно повторялись в нашей родовой истории". Исходя из такого рода различения художников, К. Г. Юнг предлагает некую типологию творчества: первый тип творчества обозначен им как психологический по той простой причине, что такой род художественного творчества всегда находится в рамках психологически понятного; второй тип творчества назван им визионерским - этот тип творчества предполагает подлинное первопереживание, в результате которого в нем возникают образы коллективного бессознательного. Таким образом, аналитическая психология К. Г. Юнга и его трактовка природы художественного творчества непосредственно взаимосвязаны.