Художественно-публицистические жанры спортивной журналистики в радио- и телеэфире
В теории журналистского творчества типология жанров предполагает наличие такой важной группы, которую определяют как "художественно-публицистическая". Традиционно в этом разделе присутствуют следующие жанровые определения ЕЭК:
— очерк;
— зарисовка;
— эссе;
— фельетон;
— памфлет.
Последние два жанровых определения относятся современными исследователями к подгруппе сатирических жанров. Однако ввиду их очевидной малочисленности, а также явной преобладающей в них креативной доминанте мы склонны относить фельетон и памфлет, скорее, к юмористическому (комическому) сегменту развлекательного телевидения. В спортивной журналистике практически невозможно найти подобные эфирные примеры[1].
К числу новых форм, видов и жанров исследователи современной практики электронного вещания склонны относить и такие комплексные ЕЭК, как журнал и канал. Первый, на наш взгляд, по сути, является обозрением, всего лишь более развернутым во времени и в тематическом разнообразии, тогда как под термином "канал" теоретики привычно именуют специфическую организационную эфирную форму вещания. Как правило, она имеет продолжительность в несколько часов прямого эфира и более всего соотнесена со временем вещания. В практике российского вещания уже прочно утвердились такие понятия, как "утренний" и "ночной" телеканалы. "Вечерние" и "дневные" телеканалы возникают гораздо реже и, как правило, на профессиональном сленге их именуют "дневной" и "вечерний" пояс вещания. В данном случае по принятой нами типологии эти "каналы" могут быть отнесены к ЕЭК, имеющей определенный по тематике, структуре и времени выхода в эфир, а также продолжительности, формат вещания.
Следует учитывать подобные обстоятельства функционирования жанров в электронном вещании с точки зрения их адаптации к потребностям спортивной журналистики.
Такие художественно-публицистические жанры, как телевизионный очерк или зарисовка, в практике современной спортивной журналистики встречаются крайне редко. Эти творческие разновидности журналистского ремесла сегодня теряют свою популярность в целом, и спорт не стал исключением. За последние годы спортивные очерки и зарисовки встречались только в передаче Василия Уткина "Футбольный клуб", но в последнее время и они постепенно исчезли из эфира. Журналистские образцы этих жанров появляются в программе "Три репортера", которая впервые вышла в эфир в 2011 г. на канале "НТВ-Плюс".
Биографические очерки, посвященные выдающимся советским и российским спортсменам, в 2000-е гг. достаточно часто появлялись в эфире канала "Спорт". В программе "Сборная России" интервью в студии с приглашенным гостем(-тьей), которое, как правило, вел Дмитрий Губерниев, предварял краткий видеоочерк, излагающий основные факты биографии спортсмена(-ки). В программе "Золотой пьедестал" (ведущий — Георгий Твалтвадзе) традиционно были представлены портретные очерки знаменитых отечественных спортсменов прошлого и настоящего.
Что же касается зарисовок, то они сегодня не играют сколько-нибудь важного значения в структуре современного спортивного радио- и телевещания, хотя периодически некие видеозарисовки возникают как элементы других, более крупных форматов и жанров спортивной журналистики в электронных СМИ.
В современной практике спортивной журналистики жанр эссе, в основном, используется в печатных СМИ. Однако время от времени этот жанр используется и в электронных СМИ. Например, в программе "Голевой момент", которая выходит в эфире канала 100ТВ в дни очередного матча футбольного клуба "Зенит" в чемпионате России, иногда со своеобразным мини-эссе по "текущему моменту" выступает петербургский корреспондент газеты "Спорт-Экспресс" Сергей Циммерман. Любопытна и структура самой программы "Голевой момент", которая сочетает элементы разных форматов и жанров. По сути, это — трансляция футбольного матча, аранжированная с помощью ток-шоу, которое предваряет показ. Затем в перерыве следует продолжение дискуссии. А после матча в ходе ток-шоу подводятся итоги увиденного.
Как правило, биографическое эссе возникает в радио- или телеэфире в случае кончины известного спортсмена или тренера. Подобные эфирные некрологи обычно сопровождаются в телеэфире монтажом специально подобранных кадров, аранжированных музыкой соответствующего характера в сочетании с закадровым текстом, раскрывающим образ ушедшей личности. По формальным признакам можно считать подобный АВП и очерком. Но, учитывая обобщающий характер таких журналистских материалов, мы склонны отнести их к жанру эссе. Тем более что они носят ярко выраженный публицистический характер, вызывающий вполне определенные эмоции и чувства.