Художественная культура
Ведущей сферой культурной жизни страны в 1880-х - начале 1890-х гг. продолжала оставаться литература. Несмотря на жесточайшие правительственные репрессии, включавшие аресты и ссылки писателей, цензурные гонения, главными темами произведений русских писателей по-прежнему было обличение существующих порядков и отражение жизни народа. Заметно усиливается социальная и философская направленность творчества величайшего гения, патриарха русской литературы Л. Н. Толстого (роман "Воскресение", повести "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", пьеса "Власть тьмы" и др.). В полную силу разворачивается талант гениального беллетриста и драматурга А. П. Чехова ("Скучная история", "Дуэль", "Пала-га № 6"). В 1880-х - начале 1890-х гг. широкую известность приобретают произведения В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, много пишет в эти годы Г. И. Успенский. В начале 1890-х гг. вступает в литературу "пролетарский писатель" А. М. Горький. Реализм, который нашел отражение в творчестве этих писателей, становится основным, но не единственным направлением в русской литературе 1880-1890-х гг. Традиции русского романтизма продолжают поэты А. А. Фет, A. П. Майков, Я. П. Полонский. Начинает оформляться русский символизм (Д. С. Мережковский, 3. И. Гиппиус).
Театр в духовной жизни русского общества играет огромную роль. Наряду с главными драматическими театрами страны - Малым и Александрийским - возникает множество провинциальных театров (в Киеве, Одессе, Саратове, Казани, Иркутске и др.). Театральный репертуар составляют пьесы Островского, Толстого, Шекспира, Мольера, Шиллера, Гюго. На московской сцене блистают Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова, на петербургской - М. Г. Савина, К. А. Варламов, B. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова.
Музыкальная культура 1880-х - первой половины 1890-х гг. неразрывно связана с именем П. И. Чайковского. Появляется плеяда новых талантливых композиторов (С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, А. С. Аренский, В. С. Калинников). Деятельность выдающихся русских композиторов оказала непосредственное влияние на подъем музыкального театра. В репертуаре Большого и Мариинского театров значительное место занимают русские оперы и балеты. Огромную роль в подъеме балета как музыкального жанра сыграло творчество балетмейстеров М. И. Петипа, Л. И. Иванова. К 1893 г. относится начало выступлений на оперной сцене великого певца Ф. И. Шаляпина.
В изобразительном искусстве огромную роль играет творчество художников-передвижников. Расширяются масштабы деятельности их Товарищества. В 1886 г. 15-я выставка передвижников прошла в 14 городах. Всего было устроено 48 выставок. Событиями культурной жизни России стати показанные на них картины И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), В. И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1881-1887).
Значительный вклад в развитие скульптуры внесли А. М. Опекушин (памятники А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову), М. О. Микешин (проекты памятников Екатерине II и Богдану Хмельницкому), М. М. Антокольский (серия скульптурных исторических портретов). Огромное значение для популяризации русского национального искусства имела передача в 1892 г. II. М. Третьяковым городу Москве своего художественного собрания.
В архитектуре сформировался русский национальный (нововизантийский) стиль, выразившийся в облике зданий Городской думы в Москве (Д. Н. Чичагов, 1890-1892), Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне - ГУМ, А. Н. Померанцев, 1889-1893), дома Игумнова на Якиманке в Москве (Н. И. Поздеев, 1892). В постройке жилых домов в крупных городах преобладал ренессансно-барочный стиль, отличавшийся богатством форм и отделки.