Хронология интеграционных событий
Идеи всемирной интеграции не новы. Естественно, что исторически они появились в "тесной Европе", не раз объединявшейся в рамках общеевропейских империй. В XIV в. доминиканский монах Пьер Дюбуа выдвинул идею о создании европейской конфедерации, управляемой единым Советом, как наилучшей форме существования христианского мира[1]. В 1439 г. византийский православный император Иоанн VI перед лицом турецкой опасности пытался объединиться с католической Европой. По его инициативе была даже подписана объединительная Флорентийская уния. На Флорентийском соборе русский митрополит Исидор Киевский (? – ок. 1462) вместе с греческим архиепископом Василием Бессарионом тоже подписал документ о церковной унии иод властью римского папы[2].
Дальше – больше. В конце XVI в. герцог Максимилиан Сюлли, первый министр Генриха IV, предлагал создать единую европейскую армию. В середине XVII в. в Европе был краткий период, когда сложился религиозно-политический баланс и проблески "сотрудничества народов" (несмотря на торговые войны и "пиратский империализм")[3]. В 1693 г. Уильям Пенн (1644–1718) в трактате "О настоящем и будущем мире в Европе" писал о целесообразности формирования единого европейского парламента. В первой половине XIX в. французский социалист, теоретик анархизма Пьер- Жозеф Прудон (1809–1865) развивал идею общеевропейской федерации[4]. В 1897 г. С. Ю. Витте на встрече с Вильгельмом II в Петергофе высказывался за общеевропейский союз, возможно, в противовес Америке[5].
Впрочем, уже в конце XIX в. особая геополитическая и геоэкономическая роль США постепенно стала внедряться в сознание европейских государственных деятелей. В том же 1897 г. Великобритания признала сферой интересов США Западное полушарие, согласившись на их роль арбитра в споре о границах между Венесуэлой и Британской Гайаной в золотоносном районе[6].
В 1923 г. вышла книга австрийского аристократа Рихарда Куденхов-Калерги, названная им Рап-Еиrора и положившая начало панъевропейскому движению. В 1926 г. с целью образования в рамках Западной Европы зоны свободной торговли создается Европейский торговый и таможенный союз во главе с Шарлем Жидом. В 1929 г. французский министр иностранных дел Аристид Бриан выступил в Лиге
Наций с речью, в которой призвал к немедленному осуществлению панъевропейского проекта. Наконец, после Второй мировой войны, в 1946 г., У. Черчилль в речи в Цюрихе призвал к созданию Соединенных Штатов Европы[7].
Как видим, идея европейского единения имеет глубокие корни и давние традиции. Но думается, что, несмотря на периодически возникающие общие интересы перед лицом внешних угроз, главным препятствием для интеграционных процессов всегда были:
• политические амбиции европейских правителей;
• экономические разногласия;
• различия в уровнях экономического развития;
• отсутствие реальных производственных кооперационных связей;
• религиозные распри.
Набор препятствий относится к различным политическим, экономическим и идеологическим сферам, но факт остается фактом: даже самоидентификация как европейцев, родственные отношения европейских королевских домов, общность гуманитарных целей граждан европейских государств – ничто нс могло привести к созданию европейского единого политико-экономического пространства до того, как для него не были созданы объективные условия. Условия же эти создавались исподволь. И они имели не только экономическую подоплеку, но и становились следствием разрешения проблем национальной и интернациональной безопасности.
"Матричные противоречия": с одной стороны, враждующих группировок стран Запада (и относительно развитого Востока); с другой стороны, капиталистического мира и Советского Союза; с третьей стороны, метрополий Запада и колониальных окраин, – весь этот клубок неразрешимых противоречий объективно вел к новой глобальной катастрофе. Предпосылки Второй мировой войны непосредственным образом проистекают из так называемой Версальско-Вашингтонской системы – расстановки сил, сложившейся после Первой мировой войны. Главные победители (Франция, Великобритания, США) оказались неспособны сделать новую систему мироустройства устойчивой – побежденные были максимально унижены, два ключевых государства-противника (Австро-Венгрия и Турция) расчленены. Германия была лишена возможности полноценно участвовать в международных делах, ограничена в возможности создать полноценные вооруженные силы и обложена контрибуцией.
После того, как 7 мая 1919 г. стали известны условия мирного договора в Версале, на следующий день президент Веймарской республики Фридрих Эберт заявил, что эти условия и репарации, в них оговоренные, не могут быть выполнены немецким народом даже при крайнем напряжении всех его сил. Он прямо заявил, что на таких условиях невозможно обеспечить долгого мира в Европе на базе сотрудничества между народами. И новая кровопролитная война будет неизбежной.
Перед победителями встала сложная двоякая задача – ликвидировать угрозу со стороны Германии и новую опасность – распространение коммунизма из СССР. Восстановлением независимости Венгрии и Польши, прибалтийских государств, провозглашением никогда прежде не существовавшей Чехословакии, созданием Королевства сербов, хорватов и словенцев – будущей Югославии был создан постоянный источник напряжения для Германии на востоке и большевистской России на западе. Оказалось, что чуть ли не все страны Восточной Европы имеют друг к другу претензии. За пределами конференции осталась ситуация в Азии – японские притязания на управление практически распавшимся и впавшим в хаос к тому времени Китаем. Война была неизбежна.
Вторая мировая война – самая конфронтационная форма разрешения противоречий, принесшая неисчислимые бедствия народам Европы, как ни странно, подтолкнула интеграционные процессы и вызвала активный поиск точек согласия европейских государств и народов. Но этот поиск уже не мог быть общеевропейским: война расколола мир, в том числе европейский, на два лагеря.
К старому историческому разрыву "Восток – Запад", добавился новый, блоковый разрыв "капитализм – социализм"[8].
Начавшаяся в 1940-е гг. "холодная война" стала непосредственным поводом к появлению двух центров интеграционных процессов. Один находился в Западной Европе, другой – в бывшем СССР и Восточной Европе.
Запад продвигался по трассе интеграции основательно и достаточно эффективно. В бывшем СССР и на социалистическом востоке Европы лидеры, ставя перед собой амбициозные задачи, плохо рассчитали свои потенциальные возможности, несмотря на опыт макроэкономического планирования. Во всяком случае, мы здесь, в России, не смогли быстро осуществить реконверсию промышленного производства и перенести достижения военной экономики периода Отечественной войны в гражданские отрасли. Мы хотели сделать "все и сейчас":
• быстро поднять уровень жизни населения;
• выделять необходимые средства для инвестиций в реальный сектор экономики и социальную сферу;
• поддерживать высокий уровень военных расходов с целью достижения военно-стратегического паритета с Западом, что было чрезвычайно сложно в условиях многократного отставания в производительности общественного труда;
• помогать иностранным государствам "советского блока";
• поддерживать страны Третьего мира, откровенно спекулировавшие "социалистической ориентацией"[9].
При всем старании эффективно разрешить эти проблемы советская система была неспособна. Интеграция стран Восточного блока оказалась "улицей с односторонним движением": Советский Союз поддерживал интеграционный процесс преимущественно за счет собственного населения, бесконечных социальных жертв. Экспорт советской модели экономики стал программным требованием внешнеэкономической деятельности партийного и государственного руководства СССР.
Всякая попытка сопротивляться давлению Советского Союза пресекалась или посредством разрыва отношений и прекращения экономической помощи (как это случилось с Югославией в 1948 г.), или посредством непосредственного военного вмешательства во внутренние дела "суверенных" государств (ГДР в 1953 г., Венгрия в 1956 г., Польша в 1956 и 1970 гг., Чехословакия в 1968 г.)[10]. Советский Союз ухитрился испортить отношения даже с Китаем – главным своим союзником на азиатском Востоке, с которым тоже происходили вооруженные конфликты.
Тем не менее в январе 1949 г. СССР и страны "народной демократии" создали достаточно мощную интеграционную организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которая просуществовала до распада советского блока в 1989 г.
По-иному развивались интеграционные события па Западе. Посмотрим на краткую хронологию событий, преимущественно европейских (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Краткая хронология интеграционных событий на Западе
Даты |
События |
1944, июль |
Основы послевоенного финансово-экономического устройства западного мира были заложены на конференции в американском городке Бреттон-Вудс. Здесь были утверждены новые принципы денежной системы, провозглашена открытость мировой экономики и многосторонней торговли, фиксированность обменных курсов и конвертируемость в золото различных национальных валют. Важнейшим фактом стало признание американского доллара международной резервной валютой наряду с золотом. При этом была зафиксирована международная цена золота (или, что одно и то же, золотое ОГЛАВЛЕНИЕ доллара): и тройская унция золота приравнивалась 35 долл. На конференции были созданы институциональные основы будущей глобализированной экономики: основаны Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ) |
1945, июнь |
Создана Организация Объединенных Наций (ООН), сыгравшая значительную роль в послевоенном восстановлении мировой экономики и развитии интеграционных процессов |
1946, ноябрь |
В Париже образована ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры |
1947 |
Специальная конференция ООН, созванная по инициативе президента США Гарри Трумэна с целью создания Международной торговой организации (МТО). В том же году, 30 октября, 23 страны подписали в Женеве Генеральное соглашение о тарифах и торговле – ГАТТ, многостороннее межправительственное соглашение, направленное на снижение таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле |
1947, июль |
Принята Парижская конвенция о создании Организации (первоначально – комитета) европейского экономического сотрудничества. Подготовка совместной программы восстановления экономики |
1948, апрель |
Начало осуществления плана Маршалла[11] – программы американской помощи воевавшим странам Европы. Па послевоенное развитие 16 европейским государствам было выделено 13,3 млрд долл.[12] Общеевропейская программа способствовала экономической консолидации и продвинула процесс интеграции |
1948, апрель |
На Межамериканской конференции в столице Колумбии Боготе объявлено о создании Организации американских государств (ОАГ), задачей которой провозглашалось укрепление связей между странами Северной и Южной Америки |
1949, сентябрь |
Большинство европейских стран одновременно девальвировали свои денежные единицы и привели их в соответствие с реальным курсом по отношению к доллару |
1950 |
Образован Европейский платежный союз |
1951, апрель |
Создано Европейское объединение угля и стали в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга (Соглашение вступило в силу 25 июля 1952 г.) |
1957 |
Подписан Римский договор о создании общего рынка: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург. Тогда же был создан "Евратом" (объединение атомной промышленности европейских государств – участников Римского договора) |
1958, январь |
Вступил в силу договор об образовании Европейского экономического сообщества ("Общего рынка") |
1959 |
Создана альтернативная ЕЭС организация – Европейская ассоциация свободной торговли – ЕАСТ (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия, Швейцария) |
1961 |
Создана Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран. Постепенно расширяясь (по мере признания той или иной страны развитой, рыночной и демократической), к 2011 г. ОЭСР объединяет 34 государства. Из бывших республик СССР в нее включена только Эстония[13] |
1964 |
Создан единый Европейский агрорынок |
1968 |
Американский ученый и государственный деятель правого толка 3. Бжезинский выдвигает стратегическую цель Запада: создание системы глобального планирования и долгосрочного перераспределения мировых ресурсов – фактически первый глобалистский манифест, исходящий из США. В 1970 г. 3. Бжезинский провозгласил формирование наднациональной власти в результате сплочения индустриально развитых стран, создания элитарного клуба ведущих государств мира и появления новых фискальных институтов, "граничащих с глобальной налоговой системой" |
1968, июнь |
В ЕЭС окончательно отменены таможенные пошлины. Товарооборот внутри ЕЭС в 1958–1972 гг. вырос в 9 раз, а оборот членов ЕЭС с иными странами – в 3 раза |
1970-с гг |
Проявились первые успешные общеевропейские (западноевропейские) инновационные проекты, в том числе в области аэрокосмических и оборонных производств (консорциум Airbus Industrie) |
1972 |
Интеграция европейского рынка валюты, создание единой безналичной денежной единицы ЕЭС – ЭКЮ |
1973– 1974 |
Первый разрушительный промышленный кризис эпохи глобализации |
1973, январь |
Расширение ЕЭС: "шестерка" превращается в "девятку" (в Общий рынок вошли Великобритания, Дания и Ирландия). Планировавшееся вхождение Норвегии не состоялось, так как отрицательно высказался общенациональный референдум |
1977 |
Рой Дженкис, президент Комиссии европейских сообществ (КЕС), провозгласил идею единой европейской валюты |
1979 |
Создание Европарламента |
1980-е гг |
Меры КЕС по экологии и защите окружающей среды: обязанность предприятий представлять информацию о складировании опасной продукции (1982); установление норм загрязнения выхлопными газами для автомобилей (1984); директива об использовании горючего без содержания свинца (1989)[14] |
1981– 1985 |
Расширение ЕЭС: Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. Теперь это уже общеевропейская структура |
1985 |
Шенгенское соглашение: отмена внутреннего пограничного контроля стран ЕЭС и укрепление внешнего (Великобритания не входит в новую пограничную систему) |
1985, декабрь |
Подписание "единого акта" на Люксембургском саммите, предполагающем создание к 1992 г. единого рынка с потенциалом в 30 млн потребителей |
1989 |
Жак Делор, председатель КЕС, предложил создать Европейский экономический и валютный союз (ЕЭВС) |
1990 |
Объединение Германии, ставшее важнейшим фактом в интеграционных процессах послевоенной Европы. Германия стала крупнейшей европейской страной по населению (82 млн человек) и третьей по территории (после Франции и Испании – 357 тыс. кв. км) |
1992 |
Маастрихтский договор о Европейском союзе. Вводятся единое гражданство, единая политика в области образования, культуры и здравоохранения, согласованная региональная и природоохранная политика, единые фундаментальные права граждан ЕС. Утверждены требования к странам, входящим в зону единой валюты: государственный долг не может быть более 60% ВПП, бюджетный дефицит – не более 3% ВНП, инфляция – не более чем на 1,5% превосходящая среднее значение трех стран с наименьшим ее показателем. Соглашение вступило в силу в ноябре 1993 г. |
1993 |
ЕЭС превратилось в Европейский Союз (ЕС) |
1994 |
Образована Североамериканская зона свободной торговли – НАФТА |
1997 |
Страны ЕС договорились нс рассматривать вопрос о принятии в ЕС России и Турции[15] |
1998 |
Около 600 экологических, потребительских, профсоюзных, правозащитных и других международных негосударственных организаций подписали антиглобалистское заявление и развернули массовую компанию протеста |
1999, 01.01 |
Введение безналичного евро в 11 странах Европы (Великобритания пока не вошла в Евроленд, Греция не допущена по макроэкономическим показателям) |
1999, июль |
На встрече 48 стран Европы и Латинской Америки в Рио- де-Жанейро было принято решение об образовании Европейско-Латиноамериканской зоны свободной торговли – крупнейшего рынка в мире |
2002, январь |
Введение наличных евро |
2002, июль |
В Брюсселе был спущен флаг Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Из этой организации, изначально ставившей перед собой достаточно скромные задачи по координации производства в энергетической и металлургической отраслях, вырос нынешний ЕС |
Думается, что приведенные в хронологической справке данные не требуют пространных комментариев.
Интеграционные процессы в мире (и, в частности, Европе) пока даже близко не подвели мир к однородному состоянию. Мир разительно разделен на богатых и бедных. Порядковые номера в рейтинге некоторых стран по уровню ВВП на душу населения (без учета отраслевой структуры производства и качества выпускаемых товаров) приведены в табл. 12.2.
Таблица 12.2
ВВП на душу населения в 2010 г.
Порядковые номера в рейтинге |
Страны |
Уровень ВВП на душу населения, долл. США |
В среднем в мире |
10 725 |
|
1 |
Катар |
88 232 |
2 |
Люксембург |
80 304 |
3 |
Сингапур |
57 238 |
4 |
Норвегия |
52 238 |
5 |
Бруней |
47 200 |
6 |
США |
47 123 |
19 |
Германия |
35 930 |
20 |
Великобритания |
35 053 |
23 |
Франция |
34 092 |
24 |
Япония |
33 828 |
25 |
Республика Корея |
29 791 |
47 |
Эстония |
18 274 |
51 |
Россия |
15 807 |
62 |
Беларусь |
13 864 |
63 |
Турция |
13 392 |
66 |
Казахстан |
12 401 |
81 |
Азербайджан |
9953 |
93 |
КНР |
7518 |
100 |
Украина |
6665 |
101 |
Туркмения |
6597 |
ПО |
Армения |
5178 |
113 |
Грузия |
5057 |
125 |
Ирак |
3599 |
127 |
Индия |
3290 |
129 |
Узбекистан |
3022 |
132 |
Молдавия |
2959 |
143 |
Киргизия |
2162 |
147 |
Таджикистан |
1907 |
181 |
Зимбабве |
395 |
182 |
ДР Конго |
340 |
Примечание. Рассчитано по паритету покупательной способности (ППС) по данным МВФ[16].
Немного неловко смотреть на данные по России, но морально успокаивает то, что все же мы – страна "выше среднего уровня", а за нами еще огромный список стран, где положение в экономике куда хуже.
Хотя США занимают шестую строчку в рейтинге, эта страна остается наиболее крупной и мощной среди развитых стран Запада, несмотря на серьезные финансовые проблемы. Международные экономические связи, характерные для глобализированной экономики, для США имеют не столь решающее значение, как для Европы. Соединенные Штаты (как и Япония) – относительно "закрытая" страна западного мира. Не потому что это принцип американской политики, просто США обладают настолько богатыми потенциальными ресурсами, что не нуждаются в тесных связях с другими странами и регионами. США могут осуществлять давление на любого партнера или соперника прежде всего благодаря финансовой мощи.
Приведем еще некоторые данные недавнего прошлого (табл. 12.3).
Таблица 12.3
Доля региональных объединений в мировых экономических показателях в конце 1990-х гг., %[17]
Показатели |
ЕС |
НАФТА |
СНГ |
Население |
7 |
5 |
5 |
ВВП по приоритету покупательной способности (ППС) |
24 |
26 |
2 |
Государственные расходы |
40 |
21 |
1,5 |
Экспорт |
43 |
17 |
2 |
Потребление энергии |
18 |
30 |
12 |
Инвестиции |
19 |
19 |
3 |
Военные расходы |
22 |
37 |
3 |
Импорт оружия |
13 |
4 |
0 |
Экспорт оружия |
29 |
49 |
12 |
Тоскливо комментировать эти данные – настолько жалкий вид имеют страны СНГ по сравнению со странами Запада. Из этой таблицы наглядно видно, кто присваивает основные выгоды глобализации. Однако легко сделать и другой вывод: хорошо интегрированные системы имеют явные преимущества в экономической, политической и социальной сферах. А если ослепленные собственной независимостью государства и их лидеры не могут этого понять, то к законам экономического развития это не имеет никакого отношения. 1