Христианская версия мира, человека и истории. Философские предпосылки христианства
Христианство рассматривает возникновение Вселенной как творение единого Бога. Согласно христианской легенде, Творец создал мир за шесть дней. Человек был сотворен по образу и подобию Бога. Из всего сотворенного только человек имеет душу и способен к разумной деятельности, разум и свободная воля – частичка божественного в человеке. Первые люди, Адам и Ева, ослушались Бога, поддались греху и вкусили яблока с древа познания добра и зла. Этот первородный грех нарушил богоподобие человека, однако не лишил человека образа божественности. Адам и Ева были изгнаны из рая, и с этого момента началась мировая история, ее смысл – постепенное восстановление богоподобия человека.
Вера в единого Бога берет начало в иудаизме – самой древней монотеистической религии. Бог древних евреев и Бог христиан – один и тот же Бог. Но все же эти вероучения различаются. В иудаизме Бог обращается к отдельному народу и приносит закон, который через обряды и ритуалы регламентирует внешнюю жизнь людей. В христианстве Бог обращается к каждому человеку, а не к целому народу, и требует не соблюдения ритуала и закона, а веры. Путь спасения в христианстве – это путь преображения греховной природы человека через веру. Чтобы возродиться в царстве праведников, в земной жизни человек должен следовать верным путем и утверждать первенство духа перед телом. Цель и смысл жизни в христианстве – спасение бессмертной души, этот путь указал Спаситель – Христос. Христос в переводе с греческого языка означает "мессия", "спаситель". Образ богочеловека – в центре христианского вероучения. Христиане верят, что Бог воплотился в человеческую природу, стал Иисусом из Назарета, искупил первородный грех и своей мученической смертью на кресте восстановил разорванную связь человека с Богом. Один из главных догматов христианства – это догмат о Троице. Христианский Бог имеет три лица – Отец, Сын и Святой Дух, они объединены одной сущностью и волей. Христианство предлагает не смешивать лиц Бога и не разделять сущности. Триединство Бога – постулат, который невозможно рационально понять, в него надо верить.
В I в. н.э. о приходе Спасителя возвещали многие пророки в разных частях Римской империи. Один из пророков,
Иоанн Креститель, согласно христианскому учению был Предтечей, т.е. готовил народ к приходу Мессии. Иоанн призывал к покаянию, символом которого стало погружение в реку Иордан. Этот обряд омовения получил название крещения и стал одним из элементов христианского культа, его смысл в том, что вода очищает тело так же, как покаяние очищает душу. С принятия Иисусом крещения от Иоанна Крестителя начинается путь Спасителя. После крещения Иисус ушел в пустыню, затем вернулся и начал свою проповедь. Вокруг него собралось множество учеников, главными среди них были двенадцать апостолов, Мария Магдалена и ближайшие родственники.
Нравственная позиция христианства сконцентрирована в Нагорной проповеди, она приводится в Евангелии от Матфея. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас", – говорится в Нагорной проповеди. Таким образом, вера в христианстве держится на любви, а не на страхе и внешнем долге, человек, следующий вере и любви, движется к спасению. Но в свободной воле человека не только источник любви и добра, но и зла. Христианство утверждает, что у зла нет собственной сути, зло – это ложное применение свободной воли, отрицание добра. Если человек добровольно вручает себя Богу и следует воле Бога, а не своей искаженной грехом воле, то он обретет спасение.
Важная часть христианской доктрины – эсхатология – учение о завершении истории, о конце света, втором пришествии Христа, воскрешении мертвых и Страшном суде. По христианской версии, в конце истории произойдет окончательное воссоединение человека с Богом. Христиане верят, что в Судный день грешники будут наказаны, а праведники воссоединятся с Богом в вечности.
Христианское мировоззрение возникло нс на пустом месте, основные идеи христианства созвучны стоицизму – философской школе поздней античной философии. Стоицизм появился в II в. до н.э. и просуществовал до V в. н.э.[1] Наибольшего расцвета эта философская школа достигла на рубеже новой и старой эры, как раз в то время, когда формировались основы христианского вероучения. Самые известные представители стоицизма – Сенека, Марк Аврелий, Секст
Эмпирик, Диоген Лаэртский. Стоики утверждали, что мировой разум – Логос – неразрывно связан с материей, направляет ее и пронизывает своим дыханием. Логос – творческая сила, первопричина возникновения мира и его судьба, во всем, что существует, содержатся "семена" Логоса. Логос разумен, и с его разумностью связан ход вещей и осмысленный порядок в мире. Логос является внутренней порождающей силой и законом развития космоса, он судьба мира, определяющая всю день причин и следствий. Уклониться от этой судьбы невозможно, она и есть провидение.
Стоики полагали, что все в мире подчинено необходимости, от которой невозможно уклониться. Если року невозможно противостоять, то ему надо следовать, в этом и заключается свобода человека. На таком представлении основана этика стоиков и стоический идеал мудреца. Один из стоиков Сенека говорит: "Кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен, того она тащит". Стоики, так же как и христиане, утверждали первенство и безусловную ценность духа перед телом, Сенека называл тело цепью, которая сковывает свободу. Телесные удовольствия скоротечны и обманчивы, они нарушают покой души, а значит, не позволяют достичь счастья, поэтому человеку следует ограничивать себя в страстях и в удовлетворении плотских желаний, быть умеренным и скромным в повседневной жизни. Избежать страстей можно с помощью правильного суждения, т.е. с помощью разума. Стоики утверждали, что понимание истинной ценности вещей позволяет не стремиться к ложным ценностям и не бояться мнимых бед. Добродетель – главное условие счастья – заключается в понимании истин ной природы и значимости вещей, такой добродетели можно научиться. Идеал мудреца в стоицизме – человек, свободный от страстей и потребностей, хозяин своей судьбы, обладающий всеми возможными добродетелями. Достичь такого состояния, как полагали стоики, можно, покоряясь Логосу и нс сопротивляясь провидению.
Христианство перекликается также с философией Филона Александрийского. Этот философ порой весьма эклектично связывал идеи греческой философии, прежде всего Платона и стоиков, с иудаизмом. Он считал, что книги Моисея пересказывают идеи Пифагора, Зенона и Платона, но только в иносказательной и более простой форме. В понимании Филона, Логос – центральное понятие античной философии – предстает то как высшая идея, по аналогии с идеями Платона, то как верховный архангел, который посредничает между Богом и людьми. Филон создает учение о Боге-личности. Такой Бог предстает как абсолютное начало мира, которое находится за пределами этого мира, а Логос – мировой порядок, царство вечных умопостигаемых идей – является мыслями Бога. В соответствии с Логосом, т.е. со своими мыслями, Бог творит мир, но и сам по себе Логос – это сотворенный Богом дух, божественный разум. Если Бог находится за пределами мира, то Логос внутри мира. Смысл жизни человека, как считал Филон, заключается в следовании Логосу и тем самым в уподоблении Богу. После таких рассуждений христианским мыслителям оставалось лишь отождествить Логос с Христом, Спасителем, который, воплотившись в человеческое тело, искупил первородный грех и восстановил утраченную связь между людьми и Богом.