Хозяйствующие субъекты энергетической отрасли
В процессе реформирования отрасли были созданы хозяйствующие субъекты энергетики, являющиеся также субъектами оптового и розничного рынков энергии и мощности. Генерирующие компании:
• шесть ОГК на базе крупных КЭС (ГРЭС);
• четырнадцать ТГК на базе ТЭЦ;
• ОАО "РусГидро" на базе активов ГЭС;
• ОАО "Концерн Энергоатом" на базе активов АЭС.
Инфраструктурные субъекты рынка:
• ОАО "ФСК ЕЭС";
• ОАО "Холдинг МРСК";
• ОАО "СО ЕЭС";
• НП "Совет рынка"; ОАО "АТС", ЗАО "ЦФР";
• энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики и независимые сбытовые компании).
Оптовые генерирующие компании (ОГК). Формирование ОГК базировалось на следующих принципах:
• включение в состав одной ОГК однотипных КЭС;
• ограничение возможности генерирующих компаний (ГК) манипулирования ценой на рынке за счет:
– ограничения рыночной концентрации производства;
– ограничения на вхождение ценообразующих станций в одну компанию (принцип экстерриториальности);
• обеспечение сопоставимых стартовых условий ОГК на рынке в результате:
– примерно одинаковой установленной мощности компаний (8–10 ГВт);
– примерно одинаковой стоимости активов, среднего износа оборудования, себестоимости электроэнергии и рентабельности производства, для чего в состав ОГК были включены высоко- и низкорентабельные электростанции;
• обеспечение надежного функционирования отрасли в период структурных преобразований, в том числе:
– сохранение надежности работы электроэнергетики;
– минимизация государственной поддержки отрасли.
Территориальные генерирующие компании (ТГК). На базе энергетических активов, не вошедших в состав ОГК, в основном активов ТЭЦ, были созданы четырнадцать ТГК. Базовые принципы формирования ТГК следующие:
• объединение электростанций по территориальному признаку;
• создание крупных компаний (2–4 ГВт);
• минимизация возможностей для злоупотреблений монополистов на рынке;
• снижение доли госконтроля над генерацией энергии.
ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" (ОАО "ФСК ЕЭС"). Для управления ЕНЭС в 2002 г. создано ОАО "ФСК ЕЭС", в уставной капитал которого переданы активы ЕНЭС.
Цели создания ФСК:
• укрепление интегрирующей роли ЕНЭС России;
• в будущем подключение всех регионов РФ к ЕНЭС;
• гарантия недискриминационного доступа продавцов и покупателей на рынок энергии и мощности;
• осуществление единой научно-технической политики в электрических сетях;
• повышение энергетической безопасности страны.
ОАО Холдинг "Межрегиональные распределительные сетевые компании" (ОАО "Холдинг МРСК"). Электросетевые активы (напряжением 330 кВ и выше) были переданы в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС". Оставшиеся на территории бывших AO-энерго сетевые активы переданы в уставный капитал региональных сетевых компаний (РСК), которые интегрировались в более крупные компании – межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
В основу формирования МРСК положены следующие принципы:
• территориальная сопряженность РСК, вошедших в данную МРСК;
• примерно одинаковые стоимость и рентабельность активов МРСК.
Создание одиннадцати МРСК и холдинга МРСК позволяет осуществить единую научно-техническую политику в распределительных сетях и создать более крупные компании, эффективно работающие на рынке.
ОАО "Системный оператор ЕЭС" (ОАО "СО ЕЭС"). ОАО "СО ЕЭС" создан на базе активов ЦДУ ЕЭС России и призван оказывать участникам рынка следующие услуги:
• управление режимами ЕЭС России в реальном времени;
• составление и исполнение прогнозных и оперативных балансов мощности и энергии;
• оптимизация режимов работы электростанций и сетей;
• обеспечение надежности энергоснабжения и показателей качества электроэнергии;
• осуществление коммерческого отбора мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
Некоммерческое партнерство "Совет рынка". Управляющей организацией оптового рынка является некоммерческое партнерство "Совет рынка", основными целями деятельности которого, являются:
• обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
• обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков;
• формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику;
• наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики.
Основные функции "Совета рынка" следующие:
• подготовка и корректировка правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности;
• разработка и утверждение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, регламентов оптового рынка, правил доступа субъектов оптового рынка к торговой системе оптового рынка и иных документов, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии;
• контроль за соблюдением субъектами оптового рынка и организациями коммерческой и технологической инфраструктур правил ОРЭМ;
• контроль за действиями системного оператора в соответствии с правилами ОРЭМ;
• ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
• организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами ОРЭМ.
Администратор торговой системы (ОАО "АТС"). ОАО "АТС" является 100%-ной дочерней организацией "Совета рынка" и предоставляет субъектам оптового рынка услуги по организации торговли на ОРЭМ, расчету взаимных обязательств, заключению и исполнению сделок, т.е. является коммерческим оператором рынка.
ЗАО "Центр финансовых расчетов" (ЗАО "ЦФР"). В целях разделения рисков по организации торговли администратором торговой системы создано 100%-ное дочернее предприятие ЗАО "ЦФР". Основной его задачей является оказание комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников ОРЭМ и проведению финансовых расчетов между ними. ЗАО "ЦФР" выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам и заключает на ОРЭМ от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией и мощностью.
Энергосбытовые компании. Энергосбытовые компании сформированы в виде гарантирующих поставщиков и независимых сбытовых компаний.
Гарантирующие поставщики (ГП) – коммерческие организации, обязанные заключать договор купли-продажи электроэнергии и мощности с любым обратившимся к нему потребителем, либо с лицом, действующим от имени потребителя. Деятельность ГП относится к сфере регулируемого бизнеса, величина сбытовой надбавки ГП регулируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Независимые сбытовые компании – коммерческие организации, которые конкурируют между собой и с ГП за заключение договоров с потребителями на их энергоснабжение.