Хозяйственный быт Древней Руси
Основным занятием жителей Русского государства по-прежнему оставалось земледелие. Выращивали такие культуры, как рожь, ячмень, полба, овес, пшеница, просо, горох, чечевица и репа. Ведение пахотных работ в южных и северных областях страны несколько отличалось друг от друга. На юге крестьяне обрабатывали землю плугом, реже ралом, с двойной упряжкой волов. На севере пахали сохой, запряженной лошадьми.
Культивировались такие огородные культуры, как капуста, бобы, лук, чеснок, хмель. О садоводстве можно судить по находкам археологами в Новгороде косточек яблок (близких к лесной яблоне), вишен и слив. Основным орудием труда огородников и садоводов была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку – "рыльце". Такие оковки найдены при археологических раскопках. На "златых вратах" Рождественского собора Суздаля (начало XIII в.) сохранилось изображение Адама с лопатой в руках, сопровождающееся надписью: "Адам рыльцем землю копал". Подобные лопаты имеются и в руках людей, изображенных в сцене "Чудо архангела Михаила" на тех же вратах.
Вся сельскохозяйственная деятельность славян была сориентирована на то, чтобы обеспечить свое проживание всем необходимым. Такая форма ведения хозяйства называется натуральным хозяйством. Поэтому земледельцы занимались и домашним скотоводством, и птицеводством, разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, кур, гусей, уток.
Важную роль в хозяйстве играли лесные промыслы: охота, бортничество, рыболовство. Охотились на оленей, косуль, кабанов, медведей, волков, лис, куниц, бобров и др., а также на исчезнувших ныне животных – туров, "лютых зверей" (по-видимому, барсов), "пардусов" (гепардов), тарпанов (диких лошадей). Охота была и источником добычи (мясо, меха), и княжеским развлечением. Охота на пушного зверя и промысел лесного (бортного) меда и воска приобрели особенно большое значение в связи со сбором полюдья и развитием внешней торговли, где именно эти продукты ценились больше всего.
Ремесло, развиваясь, все больше постепенно отделялось от земледелия. Значительно увеличилось количество ремесленных специальностей. Самыми распространенными были черная металлургия (в качестве сырья использовалось кричное железо из болотных руд), кожевенное и скорняжное производства, изготовление кожаной обуви, ткачество. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. В XI в. насчитывалось уже несколько десятков различных ремесленных производств. Продукция некоторых из них пользовалась спросом и за рубежом. Особенно славились ювелиры Киевской Руси.
До 30-х гг. XII в. была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был еще ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.
Торговля в Русском государстве ввиду слабого развития внутреннего рынка (это неизбежно при господстве натурального хозяйства) сводилась преимущественно к международным торговым предприятиям. Развитию внешней торговли способствовала политика государства, обеспечившая русским купцам более безопасные торговые пути. Основным торговым партнером Руси по-прежнему являлась Византия, на рынках которой реализовывалась большая часть дани, собиравшейся русскими князьями, – это были продукты промыслов: пушнина, мед, воск. Из продукции ремесленников ценились изделия русских оружейников и златокузнецов (ювелиров). Зачастую с русскими купеческими караванами на европейские рынки поступали и рабы.
Развитие торговли вызвало появление денег. Первыми деньгами на Руси служили дорогие меха и скот (отсюда название княжеской казны – "скотница"). В качестве платежного средства использовались также византийские и арабские золотые и западноевропейские серебряные монеты. С конца X в. на Руси получила хождение гривна – серебряный слиток весом 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан.
Развитие ремесла и торговли в русских землях способствовало процветанию городов. Не случайно скандинавские саги называют Русь "Гарда- рикой" (страной городов). Среди множества русских городов своим значением, величиной и богатством выделялись Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Псков, являвшиеся одними из крупнейших европейских городов того времени. Особенно выделялся Киев, описанный в "Хронике" немецкого епископа Титмара Мерзебургского (1012–1018) как огромный город, имеющий 400 церквей, 8 рынков и "бесчисленное количество жителей". Город состоял из обширной прибрежной части – Подола, где жили преимущественно ремесленники и торговцы, и Горы (верхней, нагорной части), на которой находились княжеские и боярские терема, главные городские храмы.
Улицами, шедшими вдоль реки, и поперечными типичный русский город делился на кварталы. В Новгороде и Смоленске улицы имели деревянное покрытие – мостовые. Когда деревянный настил сгнивал, поверх него настилали новый. На некоторых улицах обнаружено до 30 мостовых слоев.
В эпоху Древней (Киевской) Руси на смену широко распространенным у славян средней полосы срубным полуземлянкам приходят уже настоящие избы, до того встречавшиеся лишь в северных глухих и дремучих лесах. Самым распространенным типом этого жилища была изба курная, или черная: с печью без трубы, дым из которой выпускался через отверстие в потолке, плотно закрывавшееся после топки шкурами, а позднее – деревянной заслонкой. Для сбережения драгоценного тепла окна делались маленькими и затягивались либо бычьим пузырем, либо прозрачной светлой слюдой. Однако наряду с курными избами в русских городах и посадах издавна существовали дома побогаче – избы белые (с печною трубой) и красные – с большими окнами: образчатыми, сделанными из четырехугольных кусочков слюды или стекла, и репьястыми, когда эти кусочки были вставлены репейками. Выглядели красные избы чрезвычайно нарядно и внушительно и зачастую уважительно звались хоромами. Еще краше были боярские и княжеские палаты и терема, которые иногда годами возводили лучшие мастера. Они являлись настоящим произведением древнерусского зодчества.