Чего хотят учащиеся?
В исследовании, в котором приняли участие 860 школьников из 12 учебных заведений Москвы, было установлено, что 12–13-и 14–15-летние школьники предпочитают тестирование и оценку, 16–17-летние – тестирование и зачет. С возрастом снижается интерес к экзаменам. Хотят экзаменоваться лишь 29,7% 12–13-летних, 21,6% – 14–15-летних и всего 14,3% 16–17-летних. Оценки у старшеклассников тоже не в чести: их выбрали всего 18% опрошенных.
"Меня бы больше устроила система тестирования моих знаний по тому или иному разделу, – написал один из участников опроса. – Ответы на тест более полно, чем оценки, скажут мне и учителю, усвоил ли я тему; тест может оценить не только знания, но и старания, способности. Оценка же учитывает, как правило, что-то одно и слишком часто бывает случайной".
Задание. Согласны ли вы с тем, что пришло время внедрять новые, более современные методы контроля успеваемости? Свой ответ оформите в виде эссе.
Рейтинговый контроль успеваемости
К числу недостатков традиционной системы контроля относят субъективность выставляемой оценки, а также се случайность, недостаточную частоту и полноту диагностических замеров. Кроме того, традиционная система оценивания мало способствует систематическому и вдумчивому изучению предмета. Для устранения этих недостатков предложены различные нововведения, среди которых и рейтинговый контроль успеваемости.
Рейтинг (англ, rating – оценка, ранг, положение) – это место ученика (студента) в общем списке группы, определенное по заранее установленному критерию. Рейтинги широко используются в различных областях деятельности человека. Например, спортсмен, выигравший забег, в рейтинге стоит первым, а тот, кто пришел последним, занимает последнее место. По рейтингам устанавливается престиж учебных заведений, профессоров, выпускаемых учебников. Согласно рейтингу занимали свои места в классе ученики средневековой школы: хорошо успевающие сидели в первых рядах, а отстающие садились за "ослиные парты" в дальнем углу класса. В советской школе ранжирование (рейтингирование) учащихся запрещалось.
Рейтинговая система контроля предусматривает определение суммарного показателя успеваемости по общему количеству набранных баллов и ранжирование учеников по сумме баллов. Первым в списке будет стоять тот, кто набрал максимально возможную сумму баллов, за ним тот, кто отстал на один балл, и т.д. В зачет идут все результаты на этапах текущего, рубежного и итогового контроля. Каждое учебное заведение разрабатывает свои условия проведения рейтингового контроля, учитывающие специфику различных учебных курсов и принятых целей обучения. Некоторые учебные заведения выводят индекс успеваемости учащегося (фактически несколько модифицированный рейтинг) путем умножения оценок за каждый пройденный курс (тему, раздел, предмет) на количество зачетных часов. Такая система открывает возможности начисления "штрафных" баллов. Рейтинговый контроль чаще всего применяется в сочетании с модульным обучением.
Преимущество данного метода состоит в том, что он побуждает школьников учиться постоянно, дорожить каждой оценкой, стремиться заработать как можно больше самых высоких оценок. Но в этом же и его недостаток: школьник, работающий только для того, чтобы получить хорошую оценку, многое теряет. Учение "для оценки" нельзя признать достойным стимулом познания.