Вызовы, стоящие перед органами управления, и ответы на них

Существующие долгосрочные тенденции в развитии экономики и социальной сферы европейских стран, а также новые вызовы в области пенсионного и других видов социального страхования ставят перед руководством органов социального обеспечения сложные задачи.

Например, пенсионные реформы должны побудить работников старших возрастов отложить выход на пенсию. В рамках реформ здравоохранения предпринимаются попытки снизить зависимость поставщиков услуг и пациентов от стационарного лечения и услуг скорой помощи, заменив их превентивными мерами и услугами первичной медицинской помощи, оказываемой но месту жительства.

Многие реформы ставят целью изменить важные аспекты поведения населения, например стимулировать безработных найти работу; работающих в производствах с высокими уровнями профессиональных рисков – более тщательно соблюдать правила безопасности труда; все группы населения – перейти на более здоровый образ жизни.

Кроме того, реформы призваны повысить окупаемость расходов на социальное обеспечение. Успех в решении обеих задач не гарантирован. Поэтому следует применять углубленный анализ функционирования страховых институтов и систем социального обслуживания с системных позиций, вести постоянный мониторинг социальных процессов, использовать актуарные методы финансовой сбалансированности бюджетов фондов пенсионного и медицинского страхования.

Целесообразно не только документировать средние значения важнейших переменных показателей (например, уровня зарплат, страховых взносов и пособий), но и вести персонифицированный учет работников и получателей пособий, относящихся к разным группам. Во многом это связано с тем, что с ростом нетипичной занятости средний получатель пособия больше не может служить ориентиром при выборе стратегии.

Кроме того, в таких сферах, как пенсионное и медицинское страхование, многие страны поощряют развитие их добровольных форм.

Проведение данных реформ является серьезным испытанием для государственных администраторов в сфере социального обеспечения. Сегодня как никогда они должны внедрять высокую культуру государственной службы среди своих подчиненных и во вверенных им учреждениях, координировать работу персонала и коллег из других организаций, собирать более полную информацию по своим программам деятельности и использовать ее для углубленного анализа. Кроме того, они должны совершенствовать нормативную базу, регулирующую деятельность частных поставщиков социальных, медицинских и реабилитационных услуг, следить за ее соблюдением, а также информировать политиков о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе проведения реформ.

Межведомственное сотрудничество может иметь самую разную форму. Это могут быть "круглые столы" или рабочие группы, совместно решающие общие проблемы, формальные соглашения, в которых определяются соответствующие роли каждого ведомства, программы информационного обмена, повышающие уровень знаний и эффективность работы различных учреждений.

Эпилог

Опыт модернизации социального страхования и обеспечения в европейских странах свидетельствует о существенных системных вызовах для его функционирования, что связано с изменениями социально-трудовых отношений, старением населения и глобализационными процессами. В этих условиях основной задачей государства является формирование системы условий для более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала трудоспособных граждан, стимулирования их личной ответственности за самообеспечение. Социальное государство обеспечивает только основные потребности человека при обстоятельствах, когда человек не в состоянии обеспечить себе минимальный прожиточный уровень.

Обязательным и решающим условием для получения помощи является обязанность трудоспособных граждан обеспечивать свое существование, быть социально активными, готовыми повышать квалификацию, при необходимости менять местожительство. Среди функций государства важнейшими становятся инициирование, активизация, стимулирование граждан, поднятие уровня их образования.

Существенно возрастает роль дополнительного добровольного страхования, прежде всего пенсионного и медицинского.

Кардинальное изменение структуры населения привело к тому, что в круг основных задач, требующих своего решения в "стареющих обществах", входят весьма сложные вопросы:

– адаптации людей пожилого возраста к трудовой деятельности;

– оценки рисков жизнедеятельности в старших возрастных группах;

– разработки личных стратегий жизнедеятельности на этапе "осени жизни";

– разработки и реализации муниципальных и региональных программ социальной интеграции пожилых людей в активную и содержательную жизнь местных общин;

– формирования геронтологического страхования.

Другими словами, феномен старения населения вызывает необходимость формирования новых страховых механизмов социальной защиты пожилого населения, а также требует смены модели организации жизнедеятельности пожилого населения, изменения парадигмы занятости на протяжении всего жизненного цикла.

Исследования физиологов, психологов и врачей свидетельствуют о том, что в настоящее время большинство людей в пенсионном возрасте (до 70–75 лет) сохраняют в значительной мере трудоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал.

Такого мнения придерживаются и сами пожилые работники, которые отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, осваивают новые профессии, повышают свою профессиональную квалификацию.

Наилучший способ сохранить, а то и повысить трудоспособность заключается в улучшении здоровья, реорганизации труда, профессиональной учебе и улучшении условий труда с учетом потребностей пожилых работников, а также в обеспечении приспособленности рабочего места. Однако работодатели зачастую не склонны делать такие инвестиции, а пожилые работники все еще сталкиваются со многими предрассудками относительно их способностей и деловых качеств.

Общей концептуальной основой для формирования различных институтов социального страхования стало сочетание принципов личной ответственности и солидарной взаимопомощи работников и работодателей на основе личной ответственности и солидарной взаимопомощи, позволяющих разрешать все важные и болезненные социальные проблемы именно в рамках взаимодействия труда и капитала.

Изменение демографической ситуации, новая политика на рынке труда и в сфере заработной платы требуют новых форм социальной солидарности, отказа от прежних стандартных форм участия работников в единых системах социального страхования. В связи с этим усиливается внимание к большей дифференциации различных видов социального страхования, проведению более отчетливого водораздела между ним и социальным вспомоществованием, целенаправленному предоставлению пособий наиболее нуждающимся.

В качестве мер корректировки социальной политики во многих странах развернулся поиск новых соотношений базовых принципов социальной политики, таких размеров и форм социальных гарантий, которые не подавляли бы стимулы к трудовой деятельности, не сдерживали рост экономики и эффективности.

В сфере образования, здравоохранения и социального страхования все более активную роль стали играть принципы конкуренции и частного менеджмента в управлении данной сферой, а также структуры частного бизнеса. Много надежд возлагается на широкое применение личных пенсионных планов, что свидетельствует об усилении позиций личного (непубличного) страхования.

В качестве новых подходов предлагается концепция "благосостояние – для труда", сутью которой является идея обучения в течение всей жизни, что позволяет гражданам быть включенным в общество на протяжении всего периода трудовой жизни.

Таким образом, в последние 30 лет на социальную политику экономически развитых стран стали влиять противоречивые факторы. Одни из них связаны с ростом продолжительности жизни и увеличением доли лиц старших возрастов, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах и длительном уходе, что вызывает необходимость увеличения государственных расходов. Вторая группа факторов связана с увеличением доли населения, живущей длительное время па пособия по безработице, что становится весьма обременительным для государственных бюджетов. Представители бизнеса и политики высказываются за отказ от модели государства всеобщего благосостояния, взамен которой они предлагают модель социального контракта, получившую название "workfare".

В основе этой модели лежит социальный контракт: те, кто получают социальное пособие но безработице, в момент его оформления в социальных службах подписывают договор, в основе которого лежит обязательство работать.

Модель социального контракта в той или иной форме применяется в США, Швеции, Германии и Франции. Например, во Франции социальные контракты предусматривают, что значительную часть расходов на трудоустройство безработных берет на себя государство, которое в случае их поступления на работу выплачивает им в течение 3–12 мес. от 65 до 85% заработной платы и страховые взносы в системы пенсионного и медицинского страхования. Такой порядок социальной поддержки выгоден для работодателей, так как существенно снижает их расходы на рабочую силу.

Таким образом, в условиях новых мировых реальностей национальные системы социального страхования нуждаются в модернизации с позиций государственного и договорного регулирования заработной платы, занятости населения, новых пропорций и механизмов распределения доходов населения.

Государственная социальная политика призвана применить более эффективные механизмы, направленные на повышение как уровня социальной защиты населения в целях социальной справедливости, так и удовлетворения социальных потребностей людей и увеличения тем самым человеческого потенциала с целью повышения конкурентоспособности страны.