Вызовы глобализации

Мировая экономическая, политическая, культурная интеграция отражают объективный процесс увеличения взаимовлияния стран и народов. Вследствие глобализации в образовании происходят радикальные изменения, вызванные трансформацией группового и индивидуального сознания. Глобализация в сфере образования имеет вполне определенные очертания, которые возникают под влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока. Российская цивилизация, будучи издавна притягательным и интегрирующим центром многих стран и народов, занимает особую нишу в глобализации образования. И сегодня Россия – важнейший участник глобализационных процессов в образовании.

Увеличение производства наукоемких товаров, изменения в структуре занятости в пользу более высокой квалификации, интеграция рынков труда ведут к возникновению общества "производства знаний", и образование оказывается необходимым условием создания ориентированного на знания мирового сообщества. Глобализация существенно влияет на национальные школьные системы. Национальное своеобразие системы образования – важный атрибут государственного суверенитета и культурной самобытности. Национальная система образования остается институтом, где государство сохраняет эффективные властные полномочия. Как замечают Дж. Кресс, М. Кроссли, Н. Грант, игнорирование или недооценка компаративистикой самостоятельности и своеобразия национальных систем образования может привести к созданию далеких от реальности искусственных "универсальных" моделей развития образования.

Глобализация изменяет статус национальных государств в сфере образования. Подобный процесс происходит в разных странах по-своему. Как пишут Р. Даль и М. Кроссли, Дж. С. Уотсон, "последствия глобализации [в образовании] на национальном уровне различаются в зависимости от места, характера воздействия", и так или иначе глобализация "подтачивает" самостоятельность национальных систем образования. О сужении сферы влияния национальных систем образования свидетельствует растущая роль в школьной политике наднациональных структур и международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Международный валютный фонд (МВФ),

Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк (ВВ), Европейский союз, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Соглашение о Североамериканской свободной торговле (НАФТА) и т.п.

Парадокс заключается в том, что государства, декларируя независимость в сфере образования, будучи заинтересованы в глобализации, готовы поступиться национальным суверенитетом. Отдельные страны видят в глобализации образования возможность повысить национальную конкурентоспособность за счет ресурсов мирового сообщества в виде финансовых инвестиций, международных образовательных проектов. Глобализация заставляет государства заботиться о повышении эффективности и качества образования, выведения его на уровень международных стандартов, уделять повышенное внимание тому, что происходит в образовании за рубежом (управление образованием, диверсификация обучения, обучения иммигрантов и пр.).

Судьбы отдельных государств как объектов образования в условиях глобализации складываются по-разному. Не исключен их распад (Чехословакия, Югославия и др.). Во многих государствах в немалой степени под влиянием глобализации возникает новая национальная общность. Последствия глобализации для культуры и воспитания могут быть различными: исчезновение национального многообразия культуры и воспитания; сосуществование глобальной и многонациональных культур и воспитания без сколько-нибудь заметной их интеграции; синтез глобальной и многонациональных культур и воспитания. В последнем случае глобализация вовсе не означает культурную универсализацию и гомогенизацию воспитания. Напротив, в воспитании происходит слияние, взаимодействие мировых и национальных ценностей культуры.

Вследствие глобализации нарастают тенденция к интеграции и расширению образовательных пространств. Остановимся в этой связи на ситуации в Европейском союзе. В свое время Жан Моне – идеолог объединения Европы, определяя пути ее интеграции, отмечал, что, создавая новую Европу, надо начинать с культуры и образования.

Педагоги Западной Европы ставят вопросы образования на фоне и под влиянием глобализации. Принципы образования аккумулированы в виде лозунга "учить жить вместе" (learning to live together). Образование предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, восприятия личностью ценностей различных этносов и культур, для конструктивного диалога жителей Европы. Образование должно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур.

В Западной Европе на протяжении последних 50 лет формируется крупнейший транснациональный объект образования. Возникающая культура европейского сообщества представляет собой духовное богатство и ценность для всего человечества. Единое европейское образовательное пространство является основой для формирования нового типа личности. Осваивая языки общения, европейцы соприкасаются с разными носителями мировой культуры. Возникает проблема совместимости носителей разнообразных духовных традиций.

В сфере европейского образования действуют два главных двигателя интеграции – Совет Европы и Европейский союз. Школа и педагогическая наука принимают активное участие в строительстве "европейского дома". Создание общего образовательного пространства, воспитание европейского сознания – одни из главных векторов интеграции. Движение в этом направлении происходит при поддержке разветвленной структуры политических, научных, общественных институтов: Конференции министров образования, Европейского фонда культуры, Европейской ассоциации преподавателей, Европейской сети исследований в области образования, Европейского общества сравнительной педагогики и др.

Объединенная Европа придает особое значение согласованным решениям проблем воспитания и обучения. На пространстве Европейского союза возникает мощная федерация, существенным инструментом создания которой оказывается глобализация в сфере образования. Начало этого процесса относится к середине прошлого столетия. В 1954 г. Совет Европы принял "Европейскую культурную конвенцию", где подчеркнута приоритетная роль образования в развитии европейской культуры. В дальнейшем Советом Европы принимаются новые документы, где всякий раз подчеркивается подобная стратегическая цель. В соответствие с ней даются педагогические рекомендации. Тематика рекомендаций по единой педагогической политике чрезвычайно обширна: экологическое воспитание (1991), борьба с расизмом и ксенофобией (1993), воспитание религиозной терпимости (1993), равенство полов в образовании (1995) и др.

Разделение Европы по языковому признаку подрывает европейскую интеграцию, – так считает французский филолог Ж.-П. Венсан. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Ж.-П. Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты. В 2005 г. они выступили с предложением повсеместно и обязательно обучать латыни в школах Европы. Очевидно, однако, что возвращение в Средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Таким образом, в педагогической политике Западной Европы сильна тяга к культурной универсализации и интеграции. Европейские лидеры питают надежды на возникновение новой европейской идентичности. Вряд ли, однако, можно предполагать, будто интеграция в сфере образования приведет к появлению некоего "европейского народа". Тем не менее, в Западной Европе вполне реальны достижения по организации общего культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию путем воспитания культуры доминирующих и малых народов.

Каждая их стран Европы сохраняет приверженность своей собственной системе образования, которая является продуктом истории и культуры. В официальном документе Европейского союза "Конкретные будущие цели систем профессиональной подготовки и образования" (2001) говорится: "В то время как мы должны сохранить различия структуры и системы, которые отражают самобытность стран и регионов Европы, мы должны также признать, что наши основные цели и результаты, к которым мы все стремимся, удивительно похожи. Мы должны опираться на эти сходства, учиться друг от друга, совместно использовать наши успехи и неудачи и совместно использовать образование для продвижения наших европейских граждан и Европейского общества в новом тысячелетии".

Европейские власти не пытаются унифицировать, объединить национальные системы образования, но предлагают формировать новые дополнительные структуры, облегчающие организацию образования по-новому. Маастрихтский договор (ноябрь 1993 г.) предусматривает сохранение национального суверенитета в области образования. Это означает, что Европейский союз поощряет такие процедуры, как взаимное признание дипломов об образовании, нс препятствует сохранению национальных систем и программ образования и предпринимает при этом усилия по выработке общего порядка сертификации в образовании, созданию общего рынка образования. Согласованные в последние годы на европейском уровне документы свидетельствуют о выработке "общего языка" в образовании. Определены новые пути осмысления, руководящие принципы образования, которые, как правило, предполагают "единую перспективу" и, следовательно, склонны к отторжению альтернативных вариантов.

Разумеется, ни одна страна Европейского союза не отказывается от национальной самостоятельности в образовании. Но все члены Европейского союза в конечном итоге принимают единый дискурс как "неизбежный" и единственный способ преодолеть проблемы образования. Комментируя подобную двойственность, А. Новоа пишет, что в будущем мы станем свидетелями углубления противоречия, когда национальные политики будет провозглашать, что образование является исключительной ответственностью каждого государства – члена Европейского союза даже тогда, когда будут принимать общие европейские программы и политику.