Харизматическая модель коммуникатора
Сегодняшняя массово-коммуникационная практика, а также практика политической, прежде всего предвыборной борьбы дает возможность выделить еще один ракурс проблемы учета в системе показателей аудитории СМИ эмоциональной стороны восприятия информации. В свое время американский исследователь Дж. Голдхабер описал так называемую харизматическую модель коммуникатора. В его исследованиях, анализировавших многолетнюю массово-коммуникационную практику, было доказано, что успех телевизионной передачи, как правило, гораздо меньше связан с ее информационным ОГЛАВЛЕНИЕм, чем с "харизмой" той личности, что транслирует новости, в целом передаст какой-то объем информации в программе. "Харизма" им понималась как личный магнетизм. Голдхабер делал вывод о том, что на современном телевидении США представлены три типа харизматической личности:
• "герой" – некая идеализированная в сознании аудитории личность: смел, агрессивен, говорит именно о том и то, что мы хотим слышать;
• "антигерой" – "простой человек", "один из пас", с этим коммуникатором мы чувствуем себя "безопасно";
• "мистическая личность" – коммуникатор, внешне чуждый нам, ибо он необычен, непонятен нам, непредсказуем.
С точки зрения массово-коммуникативной практики, харизма – качество, подверженное развитию. В разные периоды аудиторией СМИ бывают предпочитаемы харизматические коммуникаторы разного типа, разного "уровня" обаяния, привлекательности, заразительности и т.д. Проведенный автором опрос, к примеру, показал, что сегодняшняя практика выдвигает на первый план прежде всего коммуникаторов харизматического типа из среды телеведущих.
Конечно, харизма – это не только особая биологическая заразительность, человеческое обаяние, это еще и умение самоорганизоваться, самостоятельно срежиссировать свое поведение, а может быть и привлечь к имиджмейкерской деятельности профессионалов из числа талантливых советников, психоаналитиков, режиссеров, визажистов, логопедов, педагогов по движению и т.д. Наше сознание защищается от водопада внешних раздражителей фильтром стереотипного восприятия мира, но, по образному замечанию Е. А. Блажнова, "на его плечах" имидж врывается в наше сознание.
Можно выделить четыре основные функции имиджа журналиста как коммуникатора:
• номинативная (заявить о себе, хоть как-то выделиться из числа себе подобных);
• эстетическая ("облагородить" впечатление от собственного появления перед аудиторией, продемонстрировать наглядно чувство меры, художественного вкуса);
• психологическая (акцентирование внимания на харизме коммуникатора);
• адресная (связывает его со своей целевой аудиторией).
Все эти четыре функции имеют наглядные формы проявления в деятельности каждого успешно работающего журналиста, будь то в сфере телевизионной практики, радио или периодической печати. Доминирует, по мнению экспертов, самих опрошенных журналистов, чаще всего именно психологическая функция.
Психолог Уильям Джемс определял мистические состояния личности как "неизреченность", "интуитивность", "кратковременность", "второе рождение" и т.д. Чаще всего интуитивность определяет коммуникатору харизматического типа направление поиска информации; все остальные качества – всего лишь контексты ее дальнейшей трансформации, т.е. вторичны по сути. К примеру, "неизреченность" позволяет журналисту лишь быть загадочным, до конца не понятным в речах. Ясно, что бесконечно это продолжаться не может, и аудитории нужны "подтверждения" или "разоблачения" подобного образа жизни и творчества. Точно так же, как и при "кратковременности" – когда он не раскрывается в общении; уходит от ответов; таинственен в личной жизни и т.д. "Второе рождение" – лишь способ после какого-либо события стать "причастным", "отмеченным", быть "вне понимания", когда действие ситуативно. Одним словом, и в данном контексте организации творческой деятельности журналистов интуитивность играет весьма важную роль.
Опрошенные нами журналисты-практики определили понятие имидж прежде всего как "образ, которого в сфере массовой коммуникации до сих пор не было" (43% ответивших), как "респектабельность, располагающий внешний вид" (18%), "уверенность в себе" (14%), как "умение казаться, а не быть" (11%) и т.д.
Однако нужно учитывать тот факт, что имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом. Этот "публичный портрет" динамичен и в сознании аудитории нередко живет "самостоятельной жизнью" и требует постоянной "фактологической" или "драматургической" подпитки. Он также находится как бы между реальным и желанным, восприятием и воображением.
Составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, "идейная платформа" и, главное, психологические качества коммуникативного лидера – т.е. впечатление о нем в комплексе. Последнее особенно важно при подборе адекватного типажа, соответствующего запросам аудитории, ибо коммуникатор, как показало наше исследование, заключенный в рамки типа, воспринимается гармоничнее. Итак, суммируем вышесказанное:
• внешняя составляющая: имидж, манера одеваться; хорошие внешние данные; культура поведения; эмпатия, расположенность к аудитории; интеллигентность;
• коммуникативные способности: умение улавливать специфику речи аудитории, ее внешние признаки, не быть для нее "чужим"; умение быть для нее связующим звеном в сложном информационном процессе; индивидуальность ("штучность") коммуникатора;
• профессиональные способности: владение методами сбора информации, проверки ее на доступность и достоверность, творчество, а не тиражирование; желание быть психологически подготовленным человеком; быть не скучным ментором, а другом, советчиком, собеседником, известным экспертом.
Все это можно представить как модель коммуникатора. Данной теме будет посвящена отдельная глава, где речь пойдет о социально-психологической модели коммуникаторов различного типа.