Характерные черты социально-психологического климата различных организаций
Социально-психологический климат первичной рабочей группы в той или иной сфере деятельности обусловлен перечисленными выше факторами макросреды и микросреды. Учет всего многообразия данных факторов необходим в каждом конкретном случае как при исследовании климата, так и при его регуляции. При этом можно отметить отличительные черты климата, формирующиеся в связи со спецификой жизнедеятельности различного рода организаций.
Начнем с учебно-воспитательных организаций, поскольку они относятся к категории наиболее многочисленных в нашей стране. Можно отметить ряд характерных признаков различных организационных подразделений в этой среде, оказывающих существенное воздействие па их социально-психологический климат.
Деятельность учебно-воспитательных организаций направлена на самих их членов (например, школьников, студентов), их обучение и воспитание, подготовку к жизни и труду. При этом учащиеся не могут самостоятельно осуществлять учебную и воспитательную деятельность без руководства со стороны педагога, что обусловлено уровнем развития их психики и недостаточностью знаний. Учащиеся младше педагога по возрасту, иногда довольно значительно. В то же самое время учащиеся, входящие в состав какого- либо учебно-воспитательного организационного подразделения (класса, группы), однородны по своему возрастному составу. Это способствует формированию у них общности социальных интересов и потребностей, ценностей и в итоге приводит к высокому уровню взаимопонимания.
Будучи центральной фигурой в учебно-воспитательном процессе, школьный учитель оказывает решающее воздействие на социально-психологический климат класса. Индивидуальные особенности стиля профессиональной деятельности педагога, преобладающие у него психические состояния являются важными факторами, формирующими климат класса. Поскольку в старших классах занятия проводят несколько учителей ("предметников"), каждый из них так или иначе вносит свой вклад в этот климат.
При этом педагог входит также в состав другого коллектива, педагогического, который является частью единого учебно-воспитательного коллектива. Исследования, проведенные под руководством А. В. Петровского, позволили выделить некоторые характеристики сплоченности учительского коллектива, которые позитивно влияют на его социально-психологический климат[1].
1. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, т.е. представлений о том, что именно и в какой последовательности должен делать каждый из членов коллектива при реализации общей для всех цели.
2. Ценностно-ориентационное единство – сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для жизни коллектива в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам деятельности. Так, важным условием благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе является согласованность позиций учителей по поводу значимости для учащихся каждого предмета учебного плана. Как известно, в коллективах школ преобладают педагоги-женщины, вследствие чего здесь отмечается сравнительно высокий уровень эмоциональности в общении.
Для социально-психологического климата производственных организаций по сравнению с другими типами организаций характерна большая зависимость от условий и технологии труда. Наблюдения свидетельствуют о том, что ненормальная температура и освещенность помещения, недостаточность его кубатуры, токсические вещества в атмосфере, шум и вибрация, производственная пыль и т.п. создают такую обстановку, которая вызывает психическую напряженность работников и провоцирует межличностные конфликты. Выше мы уже показывали связь между технологией трудового процесса и социально-психологическим климатом рабочей группы на основе выделенных Л. И. У майским моделей совместной деятельности.
Специфика сельскохозяйственных организаций состоит не только в условиях труда, зависимости от климатических факторов, определенной цикличности работ, значительной территориальной разобщенности бригад или звеньев. Нередко многие члены той или иной сельскохозяйственной организации знакомы друг с другом задолго до их вступления в нее. Взаимоотношения этих лиц обычно не ограничиваются лишь трудовой деятельностью. Они взаимодействуют между собой также в сферах быта и досуга. Вся жизнь односельчан проходит на виду друг у друга. Более того, часто в сельскохозяйственную организацию входят сразу несколько человек, связанных родственными узами. Таким образом, социально-психологический климат здесь формируется в значительной степени за счет особенностей уже сложившихся ранее неформальных отношений. Неудивительно, что сельскохозяйственная организация в большей степени, чем промышленная, способна осуществлять функцию социального контроля за поведением своих членов. Все это в итоге соответствующим образом сказывается на особенностях социально-психологического климата сельскохозяйственных организаций.
Своеобразие трудовой деятельности научно-исследовательской организации заключается в получении нового знания. Социально-психологический климат такой организации во многом зависит от того, насколько здесь благоприятны условия для творчества. Исключительно велика при этом роль неформальных связей между сотрудниками, особенно в том случае, если вся первичная группа разрабатывает одну общую научную проблему. Увлеченность сотрудников решением научных проблем может приводить к тому, что роль санитарно-гигиенических условий труда, материального обеспечения отходит на второй план.
Эффективность воздействия руководителя научно- исследовательской организации (или группы в ее составе) на сотрудников обусловлена не столько его официальной позицией, сколько авторитетом в научной среде. Для успешных научных подразделений (групп) характерна демократическая атмосфера при решении большинства вопросов, включая административные. При ослаблении элементов формального контроля возрастает регулирующая роль контроля неформального, основанного на самодисциплине. Климат научно-исследовательской организации обусловлен также сложившимися здесь традициями, нередко сохраняющимися даже при смене руководства.
К числу широко распространенных в обществе организаций относятся также различные предприятия в сфере торговли. Их своеобразие заключается в том, что торговые работники постоянно имеют дело с ценностями, которые им не принадлежат. Наличие материальной ответственности, а также ее вид (индивидуальная или бригадная) накладывают определенный отпечаток на социально-психологический климат подобной организации, включая ее подразделения. Отсюда вытекает необходимость особого взаимного доверия между сотрудниками. В противном случае о здоровом социально-психологическом климате не может быть и речи. Преобладание женского персонала в торговых организациях приводит в ситуациях межличностного взаимодействия, так же как и в школах, к доминированию эмоционального начала.
Таким образом, наряду с общими чертами, присущими социально-психологическому климату всех организаций в рамках данной макросреды, можно говорить и о своеобразии климата той или иной организации, вызванном особенностями ее основной деятельности.