Характеристики невербальной коммуникации

Несмотря на основную роль вербальных коммуникаций и значительный прогресс в сфере информационных технологий, значительная часть сигналов, поступающих к членам организаций, передается иным образом – невербальным. Как считают некоторые западные исследователи, информация, поступающая к участникам какого-либо разговора (без использования технических средств), является невербальной на 80–90%.

Обычно выделяют следующие функции невербальной коммуникации[1].

1. Акцентирование – дополнительное подчеркивание вербального сообщения. Например, сердитый начальник, который стучит по столу и хлопает дверью, объявляя выговор подчиненному, использует невербальную коммуникацию для того, чтобы усилить вербальный "нагоняй".

2. Противоречие сигнализирует о противоположности вербальному сообщению. Иногда интервьюируемый человек, продавец или руководитель говорит о чем-то одном, но движения его глаз, жесты, улыбка, поза и некоторые другие средства невербальной коммуникации передают совершенно иное сообщение. Обычно невербальные сигналы являются более самопроизвольными и менее осознанными, чем вербальные, поэтому они считаются более правильными. Таким образом, когда вербальные и невербальные коммуникации противоречат друг другу, последние принято считать наиболее значимыми.

3. Замещение подразумевает отправление того же самого сообщения невербальным образом. Некоторые невербальные знаки имеют ясный и общепризнанный смысл, поэтому они

могут соответствующим образом замещать свои вербальные дубликаты. Например, кивок может заменить сказанное "да".

4. Дополнение включает в себя отправление сообщения, переданного невербальным образом, еще и вербально. Так, объятие может сопровождаться заявлением: "Я вас люблю", а поднятый вверх большой палец может дополняться словами: "Хорошая работа!". Невербальные поведенческие акты, которые прямо связаны с вербальным языком, называются иллюстраторами. Например, если кто-то спрашивает у вас, где находится ближайшая станция метро, вы, вероятно, будете использовать для объяснения как слова, так и жесты одновременно.

5. Регулирование представляет собой использование невербальной коммуникации, чтобы контролировать поток вербального сообщения. Например, начальник, становящийся нетерпеливым вследствие слишком длинных объяснений подчиненного и желающий ускорить его, начинает явно смотреть на свои часы или постукивать карандашом по столу.