Характеристики коучинга как технологии
Коучинг систематичен. Используется строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.
Коучинг целенаправлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.
Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точки зрения, а предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно.
Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы – свободы выбора клиента. В основном коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого – вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента.
Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.
В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.
Этаны коучинга
Коучинг не имеет одного-единственного верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы принятие ответственности за свои действия.
Его основными инструментами служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга и др.
В организационном коучинге успешно применяются приемы современного менеджмента (метод SMART, GROW, техники постановки целей и др.).
Его ключевые задачи следующие.
1. Установление взаимоотношений коучинга, заключение "контракта на содостижение" конкретной цели. Согласование правил работы:
• сотрудник: высказывает просьбу помочь;
• коуч: объясняет правила игры и помогает сформулировать ожидания в целом.
2. Определение задач для конкретной встречи:
• коуч: детализирует задачу на конкретную встречу совместно с сотрудником;
• сотрудник: уточняет свои ожидания от конкретной встречи.
3. Исследование текущей ситуации (проблемы):
• коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) и отношение к ней сотрудника и помочь в том же самому сотруднику, задавая вопросы и активно слушая;
• сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.
4. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:
• коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;
• сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.
5. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:
• коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;
• сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.
6. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:
• коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;
• сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
7. Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку):
• следующий коучинг всегда начинается с обзора – "что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше".
Конечно, представленное описание – не догма. Иногда этапы меняются местами, и логика процесса несколько видоизменяется. Однако в большинстве ситуаций коучинга (вне зависимости от того, занимает он одну встречу или несколько) последовательность сохраняется.