Характеристика видов сегментов деятельности
Эффективное функционирование организации предопределяется оптимизацией ее структуры и деятельности сегментов, что, в свою очередь, требует совершенствования учетно-аналитической подсистемы и системы внутрифирменного контроля.
Реализация целей и задач внутреннего аудита системы управленческого учета, его совершенствование посредством применения диагностики позволяют осуществить системно-проблемный подход и логико-критический анализ подсистем управления (сбыта, снабжения, ценообразования). Выявление особенностей и тенденций развития каждой подсистемы обусловливает определение глобальных проблем развития организации в целом и построение ясной "финансовой картины" экономического субъекта. Диагностику можно использовать в контексте проверки эффективности функционирования участков учетно-аналитической подсистемы и системы внутрифирменного контроля.
Круг задач внутреннего аудита применительно к видам деятельности организации по сегментам может быть представлен следующим образом: организация, товар, рынок сбыта, план маркетинга, план производства, организационный и юридический планы.
Вместе с тем можно расширить сферы применения внутреннего аудита, распространив его и на учетно-аналитическую подсистему, организационную структуру управления, управление кадрами (внутренний аудит персонала) и другие элементы организации. Такой подход связан с необходимостью полного охвата методами внутреннего аудита всех элементов организации, поскольку выпадение одного из элементов не позволит сформировать целостную картину финансового положения организации и затруднит принятие эффективных решений.
В целях систематизации внутреннего аудита целесообразно все показатели, используемые при проведении внутреннего аудита системы управленческого учета, классифицировать по ряду признаков (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Естественно, что аудиторы в практической деятельности могут применять множество других способов и методов исследования системы управленческого учета и системы управления, в частности методы эконометрики, экономической статистики и т.д.
Внутренний аудитор должен также проанализировать:
o отчуждение материальных объектов и платежи между сегментами;
o исключение межсегментных оборотов;
o сопоставление отраженных в отчетности данных со сметами и другими ожидаемыми результатами;
o распределение активов и расходов между сегментами. При аудиторской проверке следует обратить особое внимание на соответствие сегментарной отчетности организации принятому положению по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2010, утвержденному приказом Минфина России от 8 ноября 10 г. № 143н (введено начиная с отчетности за 2011 г.).
Начиная с отчетности за 2011 г. представление информации по сегментам стало обязательным для организаций, являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Для остальных субъектов хозяйствования, кроме кредитных организаций, на которые ПБУ 12/2010 не распространяется, его применение носит добровольный характер.
В ПБУ 12/2010 (раздел "Выделение сегментов") отсутствует дифференциация сегментов на операционные и географические. В качестве одной из основополагающих характеристик сегмента вводится возможность для сегмента (направления деятельности) организации сформировать финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации. Кроме того, сохраняется утилитарная направленность информации по сегментам, а следовательно, и принципов их выделения, которые формируются постольку, поскольку в них заинтересованы лица, наделенные в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов, т.е. руководство предприятия.
К критериям признания сегмента отчетным относятся:
o выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;
o финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
o активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Организация обязана при наличии хотя бы одного из перечисленных условии считать такой сегмент отчетным.
Норма, обеспечивающая репрезентативность информации по отчетным сегментам, Вперед: на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% объемов производства организации (объема выручки от продаж). В противном случае организация обязана сформировать информацию о деятельности организации путем искусственного выделения сегментов, т.е. независимо от того, удовлетворяет ли вновь выделенный сегмент требованиям к отчетному сегменту, предусмотренным п. 10 ПБУ 12/2010.
Однако в правилах представления информации об отчетных сегментах рекомендуется ограничивать количество сегментов. В частности, если число отчетных сегментов более 10, то организации предлагается рассмотреть возможность объединения отчетных сегментов в целях сокращения их общего количества.
В ПБУ 12/2010 (раздел IV "Оценка показателей отчетных сегментов") определяются не только правила оценки тех или иных видов активов и обязательств, но и устанавливается порядок их распределения между собой. Особо следует отметить, что ПБУ 12/2010 введена новая норма в правилах оценки отдельных показателей деятельности организации, входящей в информацию по отчетному сегменту. Согласно указанной норме допускается представление данных о финансовых результатах, величине (стоимости) активов, объеме выручки и общей величине обязательств исходя из оценки, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета). В практике деятельности организаций достаточно широко используются внутрифирменные цены, которые могут существенно отличаться от принятых ею же правил оценки активов и обязательств, используемых в бухгалтерском учете.
Для обеспечения достоверности информации по отчетным сегментам организация обязана раскрывать наиболее существенные показатели, а именно:
o выручку от продаж покупателям (заказчикам) по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг;
o по каждому географическому региону деятельности;
o величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;
o стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размешенных на территории Российской Федерации и за рубежом.
В случае если в оперативных целях руководители организации используют для характеристики финансовых результатов (прибыли или убытка) разные правила оценки, то Минфин Рос-сип требует от организаций применять в этом случае (при представлении информации по отчетным сегментам) правила оценки, используемые в бухгалтерском учете.
То есть в целях соблюдения принципов рациональной организации б ух газ терского учета, предотвращения дополнительных трудозатрат хозяйствующим субъектам следует использовать правила оценки активов и обязательств, доходов и расходов, капитала, применяемые в бухгалтерском учете.
В разделе V "Раскрытие информации по отчетным сегментам" ПБУ 12/2010 установлены требования к информации по отчетным сегментам, включаемой в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные сведения о деятельности организации по отчетным сегментам должны быть сгруппированы по следующим направлениям:
o общая информация;
o показатели отчетных сегментов;
o способы оценки показателей отчетных сегментов;
o сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;
o иная информация, предусмотренная ПБУ 12/2010.
В составе общей информации приводится описание принятых в организации критериев выделения отчетных сегментов. Например, основой такого выделения могут быть виды выпускаемой продукции - для хозяйствующих субъектов машиностроения, пищевой промышленности и т.п. или соответствующие переделы (циклы) - для организаций металлургической и легкой промышленности и т.п., а также состав выпускаемой продукции, входящей в каждый отчетный сегмент.
Важнейшими показателями деятельности выбранных отчетных сегментов являются следующие;
o финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
o общая величина активов на отчетную плату;
o общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации);
o выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
o подразумеваемая выручка от операции с другими сегментами;
o проценты (дивиденды) к получению;
o проценты к уплате;
o величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
o иные существенные доходы и расходы;
o налог на прибыль организаций.
Порядок исчисления приведенных показателей следующий.
1. Финансовый результат (прибыли или убытки) за отчетный период - может указываться прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг), выпущенной данным сегментом в отчетном периоде, как разница между договорной стоимостью проданной продукции (работ, услуг) и се фактической производственной себестоимостью (без учета расходов на продажу) или ее полной себестоимостью (при распределении расходов на продажу между видами продукции).
2. Общая величина активов на отчетную дату - приводится величина стоимости имущества, участвующего в производстве соответствующего вида продукции (отчетного сегмента), сложившаяся на конец отчетного периода.
3. Общая величина обязательств на отчетную дату. В данных разделах наиболее существенными являются показатели заемных средств (долгосрочных и краткосрочных), которые представлены прежде всего полученными организацией кредитами и займами. Распределение данных обязательств между отчетными сегментами (видами или группами видов продукции, работ, услуг) может осуществляться на основе прямой принадлежности полученных заемных средств, когда однозначно можно определить назначение таких кредитов и займов. К сожалению, в ряде случаев сделать это не представляется возможным, поэтому к остальным кредитам и займам при отнесении их сумм по отчетным сегментам организации должны применять соответствующие базы распределения (например, пропорционально плановой (нормативной) себестоимости (стоимости) выпущенной продукции и др.).
Если организация помимо отчетных сегментов имеет и прочие сегменты, каковыми, в свою очередь, могут быть сегменты, связанные исключительно с финансовой деятельностью организации, то вся сумма (величина) обязательств по полученным кредитам и займам (основная сумма долга и начисленные по ним проценты, отражаемые в составе кредиторской задолженности) независимо от их назначения целиком приводится в составе обязательств прочего сегмента.
Второй не менее существенной "статьей" в составе обязательств является кредиторская задолженность. При этом номенклатура обязательств, приводимых организациями по данной "статье", достаточно широкая, включая задолженность перед поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные запасы, выполненные работы и оказанные услуги; перед персоналом по оплате труда; перед государственными внебюджетными фондами; по налогам и сборам и т.д. Несмотря на такое разнообразие видов кредиторской задолженности, подходы к ее распределению по отчетным сегментам должны быть аналогичны применяемым при распределении кредитов и займов. Так, если тс или иные обязательства связаны с деятельностью конкретного отчетного сегмента, то сумма такого обязательства должна полностью относиться на этот отчетный сегмент. Если подобной взаимосвязи установить не представляется возможным, то для распределения обязательств следует использовать соответствующие базы распределения. Например, при распределении задолженности перед внебюджетными фондами в качестве базы распределения целесообразно применять удельные веса фактически начисленной заработной платы по видам продукции к ее общему объему; при распределении задолженности по налогам и сборам, например в части НДС, можно использовать в качестве базы удельный вес объема выпущенной продукции по отчетному сегменту к общему объему выпуска продукции (работ, услуг) в договорных ценах; при распределении налога на прибыль -удельный вес нормативной (плановой) прибыли по видам продукции к ее общему объему и т.д.
4. Выручка от продаж покупателям {заказчикам) организации. В части распределения между сегментами объемов полученной за отчетный год выручки серьезных проблем у организаций не возникнет. В данном случае трудность может заключаться в сопоставлении суммарной величины выручки отчетных сегментов с величиной выручки организации. Для достижения сопоставимости выручку от продаж по продукции (работам, услугам), не вошедшей (вошедшим) в номенклатуру отчетных сегментов (например, в силу их незначительного удельного веса), организации могут учитывать в показателях раздела "Прочие сегменты". По данному сегменту в данном случае также будет необходимо привести данные о финансовых результатах, стоимости активов и обязательств и других существенных для организации показателях.
5. Подразумеваемая выручка от операции с другими сегментами. Речь идет о цехах вспомогательного производства (ремонтные, транспортные, энергетические, котельные и т.д.) и обслуживающих хозяйствах (прачечные, оздоровительные подразделения и т.п.).
6. Проценты (дивиденды) к получению - распределение данного показателя по отчетным сегментам (видам продукции или их группам) является чрезвычайно абстрактным и условным. Дело в том, что дивиденды и проценты к получению начисляются организацией от ожидаемого (объявленного) дохода от участия в капиталах других организаций, а также от причитающихся доходов от предоставления займов другим организациям, размещения депозитных вкладов в кредитных учреждениях, осуществления иных финансовых вложений. Поэтому прямой взаимосвязи между деятельностью отчетного сегмента и получением дохода от работы других организаций и финансовых сделок с ними быть нс может (за исключением организаций, для которых финансовая деятельность является основной).
7. Проценты к уплате. Прежде всего в качестве процентов к уплате принимаются расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
В части установления механизма распределения данных сумм между отчетными сегментами следует отметить, что прямой взаимосвязи между деятельностью отчетных сегментов и обязательствами организации по выплате причитающихся процентов практически нс существует. Поэтому, как и при распределении процентов (дивидендов) к получению, организациям при распределении процентов к уплате придется применять условные базы. В качестве возможных вариантов считаем допустимым использовать отношение стоимости активов отчетного сегмента к общей величине активов организации, так как потребность в кредитах и займах связана в большинстве случаев с недостатком оборотных средств организации.
8. Величина амортизационных отчислении по основным средствам и нематериальным активам - по данному показателю приводится сумма начисленной за отчетный период (год) амортизации по основным средствам и нематериальным активам в разрезе отчетных и прочих (при их наличии) сегментов. Распределение начисленной амортизации по отчетным сегментам должно производиться на основе сумм фактически начисленной за год амортизации, сгруппированной по данным аналитического бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов (групп) основных средств и нематериальных активов.
Что касается нематериальных активов (патенты, авторские права и т.п.), их использование, как правило, связано с производством конкретных видов продукции (работ, услуг), поэтому нет необходимости в применении условных (вспомогательных) баз распределения.
9. Налог па прибыль организации - приводится сумма начисленного в течение отчетного года налога на прибыль организации. Распределение указанной величины между отчетными и прочими (при их наличии) сегментами, как правило, может быть связано с определенными трудностями. Действительно, объектом налогообложения является вся сумма превышения доходов над расходами организации, сложившаяся в организации за отчетный год, т.е. непосредственно как являющаяся результатом деятельности отчетных сегментов, так и результатом прочей деятельности организации (уплаченные и полученные штрафы, начисленные и выплаченные проценты, реализация выбывшего имущества и т.д.). Кроме того, значительная часть доходов и расходов признается в налоговом законодательстве иначе, чем в бухгалтерском. Поэтому исходя из целей (задач), стоящих перед организацией в данном случае, а именно определения роли и места отдельных производств (сегментов) в результатах деятельности организации в целом, можно условно разделить сумму причитающегося к уплате налога на прибыль на две части: первая - налог на прибыль от финансового результата деятельности отчетных сегментов и вторая - налог на прибыль от прочей деятельности. С этой целью налог на прибыль от прочей деятельности можно отнести к прочему сегмент)', показатели которого связаны исключительно с финансовой деятельностью организации.