Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
Итог пруденциального надзора – выявление проблемных банков, разработка и реализация мер по их оздоровлению. В этой работе участвуют специалисты дистанционного надзора и банковские инспекторы. В процессе анализа отчетности и инспектирования банков основное внимание уделяется оценке банковских рисков и выявлению причин изменения финансового состояния банков. При этом используются разработанные Банком России стандартные методики анализа и соответствующие программные комплексы.
Действующий в настоящее время программный комплекс "Анализ финансового состояния банка" основывается на передовом международном опыте, он включает компоненты системы "CAMELS", используемой ФРС США для определения рейтинга банков. Аналитический комплекс предусматривает проведение анализа банков по следующим направлениям:
• структурный анализ балансового отчета;
• анализ рентабельности деятельности банка и его отдельных операций;
• анализ достаточности капитала;
• анализ кредитного риска;
• анализ рыночного риска;
• анализ риска ликвидности.
Анализ финансового состояния с использованием аналитического комплекса проводится регулярно по каждому банку. При его проведении специалисты дистанционного надзора используют не только данные отчетности банков, но и материалы инспекционных проверок и заключения аудиторов, а также информацию, содержащуюся в Банке России и его территориальных учреждениях. В последние годы особое значение придается достоверности учета и отчетности, прозрачности структуры собственности на капитал, полноте формирования резервов, качеству управления рисками, которые оцениваются в процессе проведения инспекционных проверок банков.
В настоящее время оценка экономического положения банков осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У "Об оценке экономического положения банков". В соответствии с данным нормативным документом экономическое положение банков определяется по результатам оценок: капитала; активов; доходности; ликвидности; соблюдения обязательных нормативов; качества управления; прозрачности структуры собственности банка.
При оценке экономического положения банков учитывается наличие мер воздействия, а также оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с Законом о банках и для осуществления мер по предупреждению несостоятельности согласно Закону о банкротстве кредитных организаций.
Оценка осуществляется территориальными учреждениями Банка России путем отнесения банка к одной из пяти классификационных групп.
К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной. К этой группе не могут быть отнесены банки при наличии хотя бы одного основания для отнесения к иной классификационной группе.
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев.
В состав группы 2 включаются подгруппы 2.1 и 2.2.
К подгруппе 2.1 относятся банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:
1) капитал, активы, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной;
2) доходность оценивается как "удовлетворительная";
3) не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива Н1) по совокупности за шесть и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
К подгруппе 2.2 относятся банки, имеющие хотя бы одно из оснований, перечисленных в п. 1, 3, и их доходность оценивается как "сомнительная" или "удовлетворительная".
К этой группе не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группы 3–5.
К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:
1) капитал, активы или ликвидность оцениваются как "сомнительные" либо доходность как "сомнительная" или "неудовлетворительная";
2) структура собственности оценивается как непрозрачная;
3) качество управления признается "сомнительным";
4) не соблюдается четыре и более месяцев в течение последних шести месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за шесть и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива Н1);
5) действуют ограничения и (или) запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией, и (или) запрет на открытие филиалов.
К данной группе не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группы 4-5.
К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу законным интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:
1) капитал, активы или ликвидность оцениваются как "неудовлетворительные";
2) качество управления признается "неудовлетворительным";
3) не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за пять операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
К группе 4 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группу 5.
К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер со стороны органов управления и (или) акционеров (участников) банка приведет к прекращению их деятельности на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:
1) основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям;
2) основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Классификация банков производится территориальными учреждениями Банка России не реже одного раза в квартал по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом осуществляется постоянный мониторинг экономического положения банков, и изменение оценок внутри квартала может повлечь решение об отнесении банка к другой классификационной группе. Информация об отнесении банка к классификационной группе и о недостатках в его деятельности направляется территориальным учреждением Банка России единоличному исполнительному органу банка.
Отнесение Банком России кредитных организаций к одной из классификационных групп является конфиденциальной информацией, используемой территориальными учреждениями для определения дифференцированного режима взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями. Кредитные организации, отнесенные к 1–2 группам, могут получать кредиты Банка России в порядке рефинансирования.
К проблемным кредитным организациям применяются различные меры принудительного характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации: штрафы; ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных операций; запрет на осуществление отдельных операций (преимущественно на привлечение денежных средств физических лиц во вклады); требования о замене руководителей; запрет па открытие филиалов. Отзыв лицензии считается крайней мерой, принимаемой после проведения комплексной профилактической работы.
В 2011 г. Банком России отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 18 кредитных организаций (в 2010 г. – у 27, в 2009 г. – у 44). У каждой из 18 кредитных организаций, в отношении которых Банком России применена крайняя мера воздействия в виде отзыва лицензии, основания для такого решения включали неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России. В отношении 8 кредитных организаций основанием для отзыва лицензии явилась неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по обязательным платежам. В связи с неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Закона о противодействии легализации доходов в 2011 г. лицензии были отозваны всего у 3 кредитных организаций (в 2010 г. – также у 3, в 2009 г. – у 10, а, например, в 2006 г. – у 51 кредитной организации). Шесть кредитных организаций лишились банковских лицензий в связи с представлением в Банк России существенно недостоверной отчетности, в 2010 г. таких кредитных организаций было 8, а в 2009 г. – 17.
Банк России, реализуя свои функции в области банковского регулирования и надзора, принимает активное участие в процессах финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
В соответствии Законом о банкротстве кредитных организаций к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций);
3) реорганизация кредитной организации.
Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства возникают, когда кредитная организация:
• не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
• не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
• допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
• нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
• нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
• допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России[1].
При возникновении перечисленных ситуаций кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации, а Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер но ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. Все меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
В условиях стабилизации банковской системы Банк России стремится к тому, чтобы кредитные организации устраняли возникшие у них основания для осуществления мер по предупреждению банкротства собственными силами, без предъявления соответствующих требований Банком России как надзорным органом. С этой целью территориальные учреждения Банка России предварительно оценивают возможности устранения причин возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства силами кредитной организации или с участием акционеров (участников), кредиторов или иных лиц. По результатам проведения оценки определяется целесообразность предъявления к кредитной организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или мероприятий по реорганизации.
В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
• оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
• изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
• изменение организационной структуры кредитной организации;
• приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
• иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.
Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России; предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитам для кредитной организации; предоставления отсрочки или рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации; дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации; новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией, и иные меры.
Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов и иные меры.
Приведение в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств кредитной организации должно происходить в том случае, если величина собственных средств кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом об акционерных обществах или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации.
Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
В 2011 г. 24 кредитные организации самостоятельно, без предъявления соответствующих требований со стороны Банка России, устранили причины возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), что составляет около 43% от общего числа кредитных организаций, имевших основания для осуществления мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций.
К тем кредитным организациям, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть финансовые проблемы, Банк России предъявляет требование осуществить меры по финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством о ее реорганизации. При этом Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мероприятий по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:
• оценку финансового состояния кредитной организации;
• указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
• меры по сокращению расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ кредитной организации;
• меры по получению дополнительных доходов;
• меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
• меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
• срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.
В дальнейшем Банк России контролирует их выполнение планов финансового оздоровления. Например, в 2011 г. три кредитные организации осуществляли свою деятельность в рамках плановых мер по финансовому оздоровлению, две из которых улучшили финансовое состояние и успешно завершили меры по финансовому оздоровлению, у одной – отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В 2010 г. свою деятельность в рамках плана мер по финансовому оздоровлению осуществляли пять кредитных организаций, из них две улучшили финансовое состояние и успешно завершили меры по финансовому оздоровлению, две продолжают проводить такие мероприятия, у одной – отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
5) в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Состав временной администрации определяется приказом Банка России. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Он распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" могут включаться ее служащие. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В этом случае руководитель временной администрации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.
При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации. В течение срока действия моратория:
• нс начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), проценты, иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей;
• не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
• приостанавливается исполнение исполнительных документов;
• запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделении ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).
При этом действие моратория не распространяется:
• на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
• требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
• требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации;
• исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория па основании решений о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.
В случае устранения причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, Банк России принимает решение о прекращении ее деятельности. Он принимает решение о прекращении ее деятельности также после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.
В течение 2011 г. в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций было назначено 18 временных администраций. Отметим, что в состав 16 временных администраций в качестве ее членов были включены служащие Агентства по страхованию вкладов. По состоянию на 1 января 2012 г. действовало 5 временных администраций, которые назначены в связи с отзывом у банков лицензий.
В 2010 г. было назначено 27 временных администраций, в течение года деятельность 21 временной администрации была прекращена, в том числе четырех временных администраций – в связи с решением арбитражного суда о принудительной ликвидации и назначением ликвидатора, 17 временных администраций – в связи с признанием арбитражным судом кредитной организации несостоятельной (банкротом) и назначением конкурсного управляющего[2]. Служащие Агентства по страхованию вкладов были включены в состав 22 временных администраций.
В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней, – бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации.
К кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности, Банк России может предъявить требование о реорганизации, которая может осуществляться в форме слияния или присоединения. В случае получения требования Банка России о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в совет (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации. Совет (наблюдательный совет), в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить последний о принятом решении.
Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора участвует в деле о банкротстве кредитной организации, которое рассматривается арбитражным судом. Помимо Банка России в этом деле участвуют сама кредитная организация, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда независимо от направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа. Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом могут также сама кредитная организация и Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, в отношении кредитных организаций не применяются.
В случае если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов. Утверждение конкурсного управляющего при банкротстве кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, осуществляется в порядке, установленном ст. 45 Закона о банкротстве кредитных организаций, из числа арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России. По состоянию на 1 января 2012 г. аккредитация при Банке России имелась у 33 арбитражных управляющих. В 2011 г. аккредитованы 13 арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций и продлена аккредитация 20 арбитражным управляющим. Двум арбитражным управляющим отказано в аккредитации и одному отказано в продлении срока действия аккредитации в связи с их несоответствием условиям аккредитации, кроме того у одного арбитражного управляющего аккредитация аннулирована.
Конкурсный управляющий приступает к осуществлению своих функций со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. Банк России проводит проверки деятельности конкурсных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций, по результатам которых предъявляет требования об устранении выявленных нарушений. Информация о результатах проверок направляется Банком России в арбитражные суды, комитеты кредиторов, Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию), саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых являются конкурсные управляющие.
На 1 января 2012 г. подлежали ликвидации 134 кредитные организации, из них ликвидационные процедуры осуществлялись в 117. По оставшимся 4 кредитным организациям по состоянию на начало 2012 г. не были приняты соответствующие судебные решения после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций. Большинство ликвидируемых кредитных организаций (117) признаны несостоятельными (банкротами) и в них открыто конкурсное производство, в том числе в 2011 г. банкротом признаны 28 кредитных организаций. В большинстве ликвидируемых кредитных организаций ликвидационные процедуры осуществлялись корпоративным ликвидатором – Агентством по страхованию вкладов, при этом в 112 кредитных организациях Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего и в шести – ликвидатора.
В течение 2011 г. Банком России было проведено 16 проверок деятельности конкурсных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций. При этом в 15 случаях объектом проверки была деятельность Агентства и в одном случае – арбитражного управляющего – физического лица. По результатам проверок в адрес Агентства направлено 8 рекомендательных писем, и в одном случае о результатах проверки проинформирована саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий – физическое лицо.
В конце 2008 г. в условиях ухудшения экономической ситуации предпринимались меры, направленные на обеспечение стабильности финансовой системы РФ. В частности, был принят Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (далее – Закон № 175-ФЗ), направленный на поддержание стабильности банковского сектора и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.
В соответствии с данным законом Банк России и Агентство по страхованию вкладов вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.
Меры но предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:
1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их часть;
3) приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
6) исполнения функций временной администрации на основании решения Банка России.
План участия Агентства в предупреждении банкротства банка, включающий перечень осуществляемых Агентством мер, их формы и объемы оказания финансовой помощи, подлежит согласованию (утверждению) в Банке России.
Банк России вправе предложить Агентству принять участие в предупреждении банкротства банка (на основании решения Комитета банковского надзора).
В рамках Закона № 175-ФЗ Банк России и Агентство в течение 2011 г. осуществили меры по предупреждению банкротства 12 банков. Из них в 5 банках, предусмотренные планами мероприятия были завершены в 2011 г.: 3 банка реорганизовались путем присоединения к другим банкам или инвесторам, 2 банка в полном объеме завершили меры по финансовому оздоровлению и действуют в общеустановленном порядке. На 1 января 2012 г. остальные 7 банков продолжали выполнять запланированные мероприятия по предупреждению банкротства.
Все ключевые аспекты утвержденных Банком России планов участия Агентства в предупреждении банкротства банков раскрываются публично путем размещения соответствующей информации в прессе.
В период со дня согласования (утверждения) плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока его реализации Агентство ежемесячно отчитывается перед Банком России о ходе его выполнения.