В.1. Характеристика дисциплины
Методологической основой товарного менеджмента является система менеджмента качества — система менеджмента для руководства и управления организацией, применительно к качеству.
Цель изучения товарного менеджмента: приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в области товарного менеджмента, опыта их использования в профессиональной деятельности, а также формирование необходимых компетенций для студентов бакалавриата.
Задачи изучения товарного менеджмента:
• усвоение основных понятий в области менеджмента качества;
• изучение целей, задач, принципов менеджмента качества;
• рассмотрение средств, методов менеджмента качества, в том числе менеджмента рисков и менеджмента качества в отраслях экономики;
• овладение процессами формирования и обеспечения качества продукции и услуг в торговле на различных стадиях их жизненного цикла;
• изучение порядка разработки и сертификации систем менеджмента в торговых организациях.
Объект товарного менеджмента — системы менеджмента качества потребительских товаров и процессов их товародвижения. В связи с этим товарный менеджмент и товароведение оперируют одним и тем же объектом.
Отклонения основополагающих характеристик товара (качественной, ассортиментной, количественной и стоимостной) от заданных (в регламентах, стандартах, договорах) требований создают проблемную ситуацию. Анализ проблемной ситуации и поиск выхода из нее может осуществляться методами товароведения и методами менеджмента качества.
Предмет товарного менеджмента — управление основополагающими характеристиками товара на всех этапах товародвижения средствами и методами менеджмента как условие достижения удовлетворенности потребителей.
В подпараграфе В.2 рассматривается классическая схема управленческого решения проблемы.
Межпредметные связи товарного менеджмента с другими учебными дисциплинами. Предшествующими связями товарный менеджмент соединен с рядом естественно-научных и математических дисциплин, а также с общепрофессиональными дисциплинами, такими как "Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия", "Теоретические основы товароведения". Знания этих дисциплин необходимы для понимания и оценки основополагающих характеристик товара. К последующим дисциплинам относится "Товарный менеджмент однородных групп товаров".
В.2. Понятие и природа управленческого решения
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [44][1]. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближения в будущем действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным.
Принятие решения, так же как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. С позиции системного анализа процесс управления является, в сущности, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования.
Всякое управление включает три последовательных этапа.
1. Определение состояния управляемого объекта (идентификация проблемы).
2. Разработка и принятие решения.
3. Реализация решения.
Разработка, принятие и реализация решений являются концентрированным выражением самой сущности управления.
Как отмечалось выше, применительно к проблемам товароведения импульсом управленческого решения являются реальные или прогнозируемые несоответствия основополагающих характеристик товара установленным требованиям.
На рис. В1 показан механизм управления качеством продукции на основе приведенной выше триады действий.
Рис. В1. Механизм управления качеством
В блоке "План по качеству" представлена информация об установленных требованиях. Носителями "плана по качеству" являются технические регламенты, национальные стандарты, технические условия на конкретную продукцию, стандарты организаций и иные нормативные и технологические документы.
В блоке "Информация о фактическом качестве" представлены сведения о результатах контроля качества продукции при приемке по качеству (испытаниях, визуальном контроле).
Сравнение фактического и планового качества (блок "Сравнение") позволяет идентифицировать проблему, т.е. определить природу отклонения (дефекты внешнего вида, несоответствие фактического значения показателя регламентированному значению и т.д.). Таковы результаты первого этапа.
В блоке "Разработка и реализация мероприятий по поддержанию качества" устанавливаются причины несоответствия. Разработка и принятие решения осуществляются работниками различных служб предприятия-изготовителя или предприятия-продавца.
Реализация решения — это целенаправленное воздействие на факторы и условия, влияющие на качество. На стадии производства это воздействие на факторы, формирующие качество (сырье, технология, конструкция, рецептура) или условия качества (например, параметры производственной базы, квалификация персонала). На стадии обращения это воздействие на факторы, способствующие сохранению качества (упаковка, транспортирование, хранение), и условия качества (например, состояние торгового склада, квалификация работника торговли).