Характеристика тоталитаризма как политического режима

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова totalis, что означает весь, целый, полный. Тоталитарный – понятие, возникшее в XX в. и применяемое для характеристики политических режимов, которые стремятся ради тех или иных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. При этом власть над всеми на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (самовластия). Представитель одной из философских школ Древнего Китая, школы закона Шан Ян (середина IV тысячелетия до н.э.), отмечал, что истинная добродетель "ведет свое происхождение от наказания". Установление добродетели возможно лишь "путем смертных казней и примирения справедливости с насилием". Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля.

В начале 20-х гг. XX в. тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран. Термин "тоталитаризм" был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. Он говорил, что "мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...".

В 1929 г. газета "Таймс" употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической пауке стало общепринятым обозначать понятием "тоталитаризм" режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах социализма.

Большой вклад в осмысление тоталитаризма внесли работы Ф. Л. Хайека, X. Аренд, К. Фридриха и З. Бжезинского[1].

К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:

– официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит нигилистический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения политические нормы и т.д. – подчинены идеологии;

– монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически "поглощает" государство, выполняя его функции;

– система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за "врагами народа", но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы;

– партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль над всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, телевидением, кино, литературой и др.;

– всеобъемлющий контроль над вооруженными силами;

– централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Тоталитаризм – это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения массовой пропаганды и коммуникации, поставленные на службу принуждения и подавления.

Истоки тоталитаризма. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это "реакция" общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. К тому же технический прогресс привел к созданию системы массовых коммуникаций, что сделало возможным систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное "промывание мозгов" и всеобъемлющий контроль над личностью.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из "атомизированных" индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного "Я", является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают "поле" для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его "творцом" (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

До XX в. установление тоталитаризма осложнялось отсутствием условий, которые могли бы обеспечить тотальный контроль государства за обществом и личностью. Только вступление человеческого общества в индустриальную фазу развития, которая ознаменовалась появлением системы массовых коммуникаций, предоставившей возможности для идеологического контроля над обществом и тиражирования определенных ценностей, государство оказалось в состоянии целиком подчинить себе общество.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции "общей воли", которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, утопии о построении нового общества.

Тоталитарные идеологии относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображении реальности, а на популяризации искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма – "левый" и "правый". "Левый" тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. "Правый" тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

"Левый" тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:

а) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

б) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

в) ведущую роль пролетариата;

г) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

д) возможность построения коммунизма в каждой стране.

Социальной основой "левого" тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые – даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение "светлого будущего" предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Дискуссионным в политической науке остается вопрос о временны́х рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни политологи считают, что тоталитарным можно назвать весь период советской истории. Другие тоталитарным называют режим, сложившийся в период правления Сталина (1929–1953), режим же, сложившейся после его смерти, определяют как посттоталитарный.

"Правый" тоталитаризм в лице германского фашизма основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи X. Чемберлена о германцах как ядре "высшей" арийской расы и утверждения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родились идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: а) воссоздание германского рейха; б) борьба за чистоту немецкой расы; в) истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); г) антикоммунизм; д) ограничение капитализма.

Социальной основой "правого" тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал у крупного капитала, видевшего в нем "наименьшее зло" по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологии.

В отличие от марксизма-ленинизма, национал-социализм отстаивал идею классового мира и "народного сообщества" на основе единых национальных традиций. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ "врага" в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

Как "левый", так и "правый" тоталитаризм поощряли участие граждан в политической жизни. Однако их участие в политическом процессе направлялось в русло активного проявления преданности своему вождю и единственной партии (массовые манифестации, демонстрации, парады и т.д.).

И в том, и в другом случае политическая власть на всех уровнях формировалась через закрытые каналы и к власти приходили партийные функционеры, номенклатура. Общественно-политические организации становились, по сути дела, придатками органов государственного управления. Говорить о наличии гражданского общества в таких условиях вряд ли возможно.

Естественно, в каждой стране имелись и имеются некоторые особенности, позволяющие говорить об определенных различиях в функционировании тоталитарных режимов.

В обобщенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

– высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. В тоталитарном сознании власть и народ представляется как единое целое;

– существование единственной правящей партии во главе с харизматическим лидером;

– существование в обществе только одной идеологии, претендующей на монопольное владение истиной;

– монополия на информацию и контроль над СМИ, которые используются для политической пропаганды с целью манипулирования общественным сознанием;

– наличие мощного аппарата социального контроля, принуждения и запугивания населения;

– государственный контроль над экономикой.

Как показала история, система власти, построенная на главенстве моноидеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко реагировать на интенсивную динамику общественного развития. В современном обществе тоталитаризм не может обеспечить политическое развитие и экономическую инициативу граждан. Это политически неконкурентная система власти.

Выводы

1. Понятие "политический режим" раскрывает функциональный аспект политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

2. Основными типами политический режимов являются тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Наряду с общепринятой типологизацией существуют типологии политических режимов, разработанные Р. Далем и Ж. Блонделем. Некоторые исследователи выделяют в качестве определенной разновидности гибридные режимы, характеризующиеся сочетанием черт авторитаризма и демократии.

3. Одним из наиболее многозначных понятий политической науки является демократия. В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально-демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека, и радикально-демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частными.

Основные понятия: политический режим, диктатура, олигархия, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, либерализм, популизм, плюрализм, полиархия, бюрократия, переходные "гибридные" режимы.