Характеристика планирования семьи
Существует несколько определений понятия "планирование семьи". Ряд исследователей считают, что это "свободное и ответственное родительство", тем самым отождествляя данное понятие с правом супругов планировать рождение детей, самостоятельно принимать решение об их количестве и времени появления на свет. При этом подразумевается, что никто не вправе оказывать на супругов давление, ограничивая их репродуктивные права, и потому решения, связанные с рождением детей, должны приниматься ими свободно и ответственно.
Обдуманные и взвешенные решения супругов, касающиеся времени появления на свет детей, интервалов между их рождениями, позволяют каждому ребенку быть желанным, а его родителям ответственно подходить к уходу и воспитанию детей, что в конечном итоге способствует улучшению их здоровья.
Планирование семьи рассматривается также как совокупность мер политического, социально-экономического и медицинского характера, направленных на сохранение репродуктивного здоровья населения, реализацию гражданами репродуктивных прав.
Политика любого государства в сфере планирования семьи тесно связана с демографическими процессами.
В современной России последняя направлена на стимулирование рождаемости в рамках экономических мер, а также увеличение количества детей в семье путем социальной поддержки. Медицинские мероприятия в данном направлении включают широкий круг медицинских услуг и помощи, связанных с вопросами репродуктивного здоровья и планированием рождения детей.
Общепринятым определением понятия "планирование семьи" является определение ВОЗ (1971): планирование семьи – это тс виды деятельности, которые имеют целью помочь лицам и супружеским парам достичь определенных результатов:
– избежать нежелательных беременностей;
– произвести на свет желанных детей;
– регулировать интервалы между беременностями;
– контролировать выбор времени деторождения;
– определять по желанию родителей число детей в семье.
Движение "планирование семьи" зародилось на рубеже 40–50-х гг. XX столетия в странах бассейна Индийского океана, демографическая ситуация в которых в те годы в условиях низкого уровня социально-экономического развития характеризовалась невысокой продолжительностью жизни, высокими показателями рождаемости, общей, материнской и младенческой смертности.
В последние десятилетия это направление успешно развивается и в странах с высоким уровнем социально-экономического развития. В связи с особенностями репродуктивного поведения – ранним возрастом сексуального дебюта (15–16 лет) и переносом рождения первого ребенка на более поздний возраст (30 лет и старше), а также малодетности семей – население этих стран сталкивается с необходимостью перманентного предупреждения нежеланной беременности в течение длительного периода времени (10–15 лет).
Данная особенность репродуктивного поведения населения ставит перед специалистами служб планирования семьи задачу повышения уровня информированности подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья и обучения их навыкам безопасного сексуального поведения, а также направлена на обеспечение каждой семье возможности консультирования по широкому кругу семейно-брачных отношений.
В России вопросы планирования семьи стали обсуждаться в конце 80-х – начале 90-х гг. XX столетия в связи ухудшением демографической ситуации. В те годы в стране сложилась модель суженного воспроизводства населения, характеризовавшаяся резким падением суммарного коэффициента рождаемости (количества рождений, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста) с 2,0 до 1,3, а в ряде территорий до 1,0, снижением доли повторных рождений с 51% до 41%.
Причины ухудшения репродуктивного здоровья населения были рассмотрены в предыдущем параграфе данной главы. Такое положение потребовало разработки стратегии охраны репродуктивного здоровья, под которым специалисты понимают сочетание методов, способов и услуг, способствующих репродуктивному здоровью и благополучию за счет предупреждения и устранения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем.
В 1990 г. Верховным Советом РСФСР было принято постановление о разработке федеральной целевой программы "Дети России". Нам представляется ценным опыт реализации в 1993–1998 гг. программы "Планирование семьи", целью которой являлось изменение отношения каждого гражданина, семьи и общества в целом к проблеме планирования семьи.
В рамках реализации программы решались, в частности, задачи формирования государственной службы планирования семьи, нормативно-правового регулирования ее деятельности; создания информационной системы обеспечения населения современными знаниями по вопросам сексуального и репродуктивного поведения; совершенствования системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни путем полового воспитания, сексуального просвещения и образования; подготовки медицинских, педагогических и социальных работников для работы в учреждениях службы планирования семьи; обеспечения потребности населения современными средствами контрацепции и др.
За годы, прошедшие с начала становления планирования семьи в Российской Федерации, была создана служба планирования семьи как совокупность учреждений и организаций, предоставляющих населению различные виды медикосоциальной помощи по вопросам планирования семьи.
Данная служба сформировалась на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Структуры федерального уровня (организационно-управленческая, государственные учреждения здравоохранения, общественные организации) осуществляли преимущественно организационную и научно-методическую работу по реализации программы "Планирование семьи", а также подготовку кадров и информационную деятельность.
Важно отметить, что подготовка и повышение квалификации кадров предусматривала обучение новым технологиям работы в сфере планирования семьи не только медицинских, но и социальных работников. По окончании программы "Планирование семьи" отпала необходимость деятельности структур данного уровня службы, а ее функции были переданы региональным структурам.
Главной задачей учреждений регионального уровня службы планирования семьи как в годы реализации программы, так и в настоящее время, является оказание медико-социальной помощи населению по вопросам планирования семьи. Основная роль в реализации этой задачи отводится центрам планирования семьи и репродукции, в которых осуществляется организационно-методическая деятельность, населению оказываются информационные, медико-социальные услуги, а также проводится повышение квалификации кадров.
Базовым уровнем службы планирования семьи является муниципальный, который включает муниципальные органы управления, кабинеты и клиники планирования семьи, а также общественные организации.
Учреждения данного уровня обеспечивают доступность населению услуг по планированию семьи путем максимального их приближения к месту жительства или работы. Именно поэтому клиники, кабинеты по планированию семьи создаются не только в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, женских консультациях, диспансерах и др.), но и учреждениях немедицинского профиля (центрах социального обслуживания населения, клубах по месту жительства, подростковых центрах, общежитиях и др.). В учреждениях данного уровня населению предоставляются преимущественно информационно-консультативные услуги.
Особое внимание в работе по планированию семьи уделяется подросткам и молодежи, для которых организуются специальные учреждения – медико-педагогические центры, молодежные клиники (кабинеты) планирования семьи.
До настоящего времени одной из наиболее сложных и нерешенных проблем остается повышение информированности населения по вопросам планирования семьи и его сексуальной культуры как основы изменения отношения каждого гражданина и общества в целом к проблеме планирования семьи. С этой целью в настоящее время используются различные технологии, эффективные и приемлемые для разных групп населения.
За прошедшие годы ведущими специалистами были подготовлены серии тематических передач по различным вопросам планирования семьи для трансляции на различных каналах радио и телевидения. Для населения разрабатывались и тиражировались печатные (буклеты, брошюры, листовки) и видеоматериалы по актуальным вопросам планирования семьи: методам контрацепции, профилактике инфекций, передающихся половым путем, аборта и др.
Во многих популярных периодических изданиях, адресованных в том числе и для молодежи, публикуются сведения, разъясняющие цель и задачи планирования семьи, освещающие вопросы психологии взаимоотношений полов, ответственного и безопасного сексуального поведения.
С 1989 г. Российской ассоциацией "Планирование семьи" издается международный журнал "Планирование семьи", адресованный специалистам различных профилей, работающим в данной области.
Широкое обсуждение в последние годы получила проблема полового воспитания и сексуального образования подростков и молодежи. Однако внедрение различных образовательных программ, разработанных в основном медицинскими работниками и потому содержащих преимущественно медицинскую информацию, в учебных заведениях нередко встречает сопротивление со стороны педагогов и родителей, отождествляющих сексуальное просвещение детей и подростков с пропагандой раннего начала сексуальных отношений. Многочисленные общественные дискуссии свидетельствуют, с одной стороны, о крайней актуальности этой темы, а с другой – о недостаточной подготовленности общества к внедрению подобных программ в образовательные учреждения различного уровня.
Одним из ключевых вопросов в сфере планирования семьи в наши дни является формирование рационального контрацептивного поведения населения как основы предупреждения непланируемой беременности, исходом которой, как правило, является искусственный аборт. Решение этой задачи требует обеспечения широкого доступа населения к современным средствам контрацепции, а также формирования навыков их применения.
Поскольку массовое производство отечественных современных контрацептивов до настоящего времени не налажено, большая часть потребности в них обеспечивается за счет закупок препаратов импортного производства. Высокая стоимость современных контрацептивных средств обусловливает необходимость поиска путей для льготного (бесплатного) обеспечения ими социально незащищенных групп населения: подростков, инвалидов, кормящих женщин, малообеспеченных семей и др.
За годы становления и развития планирования семьи в России, включая реализацию федеральной и региональных программ "Планирование семьи", были достигнуты существенные результаты в сохранении репродуктивного здоровья населения. За период с 1995 по 2009 г. более чем в два раза сократилось как абсолютное число абортов, так и в расчете на 1000 женщин фертильного возрасла (табл.12.3).
Таблица 12.3
Динамика числа абортов в России (по данным Минздравсоцразвития России)
Число абортов |
1995 |
2000 |
2005 |
2009 |
Общее число абортов (тыс.) |
2766,4 |
2138,4 |
1675,7 |
1292,4 |
На 1000 женщин в возрасте 15–49 лет |
72,8 |
54,2 |
42,7 |
34,2 |
На 100 родов |
202,6 |
168,7 |
117,4 |
73,7 |
За счет снижения числа абортов, являющихся основной причиной материнской смертности, удалось добиться существенного снижения данного показателя (рис. 12.4).
Рис. 12.4. Динамика показателя материнской смертности (на 100 тыс. живорожденных)
Высок и экономический эффект от реализации мероприятий в данной сфере. Он в первую очередь связан с уменьшением затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ "абортных" коек, диагностику и лечение послеабортных осложнений, а также выплату пособий по социальному страхованию в связи с операцией искусственного аборта (табл. 12.4).
Таблица 12.4
Ежегодные экономические потери, связанные с проведением искусственного аборта (по данным Минздрава России, 1990-е годы)
Виды экономических потерь |
Млн руб. |
Потери в связи с временной нетрудоспособностью по поводу аборта (больничный лист) |
127,26 |
Стоимость не созданной в связи с абортом продукции |
520,93 |
Стоимость абортов с учетом осложнений |
782,91 |
Общие экономические потери в связи с прерыванием беременности |
2210,3 |
В настоящее время в России продолжает успешно развиваться деятельность в сфере планирования семьи: создаются новые учреждения службы планирования семьи, совершенствуются технологии оказания медико-социальной помощи ее клиентам.
Все это позволяет из года в год добиваться результатов в снижении показателей материнской и младенческой смертности, искусственных абортов, что в конечном итоге служит важнейшей цели – укреплению репродуктивного здоровья населения как основы стабилизации и дальнейшего улучшения демографической ситуации в стране.