Характеристика отдельных периодов развития
Период внутриутробного развития в среднем продолжается 280 дней, что соответствует 10 лунным месяцам, за которые происходит формирование нового организма.
Оплодотворение – соединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки – приводит к образованию зиготы, несущей свойственный человеку диплоидный набор хромосом (46). Пол будущего ребенка определяется комбинацией половых хромосом: если яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с половой хромосомой X, то зигота несет две Х-хромосомы, присущие женскому организму; при оплодотворении сперматозоидом с половой хромосомой Y в зиготе образуется комбинация половых хромосом XY, характерная для мужского организма.
Эмбриональная фаза развития длится восемь недель, на ее протяжении происходит закладка органов и систем ребенка. Она включает три этапа:
1) дробление яйцеклетки;
2) гаструляция;
3) нейруляция, или органогенез.
Дробление яйцеклетки начинается вслед за процессом оплодотворения, и с этого момента развивающийся организм называют эмбрионом. Зигота делится сначала на две клетки, затем каждая из них делится также на две и т.д. При этом увеличивается лишь число клеток, но их размеры уменьшаются. Именно поэтому этот процесс и называется дроблением. В результате образуется шаровидная масса клеток, затем внутри ее образуется полость и к 5–7-му дню развития эмбрион превращается в полый шар (бластулу). На 8–10-й день эмбрион внедряется в стенку матки. К этому моменту однослойные стенки полого шара путем впячивания образуют двуслойную мешкообразную структуру, которую называют гаструлой (от греч, гастер – желудок), а этот период развития – гаструляцией. Между внутренней оболочкой гаструлы, энтодермой и ее внешней оболочкой, эктодермой, образуется третий промежуточный слой клеток – мезодерма. Эти три зародышевые листка дают в последующем развитии начало всем органам нашего организма. Появление между клетками эмбриона структурных и функциональных различий называют дифференцировкой, а этап с 4-й по 7-ю неделю, когда идет закладка и формирование органов, – нейруляцией, или органогенезом. Из эктодермы образуются отдельные структуры кожи, нервная система и органы чувств; энтодерма дает начало части слизистой оболочки кишечника, легким, печени, поджелудочной железе; из мезодермы формируются опорно-двигательный аппарат, кровеносная система, некоторые ткани и клетки других систем. Таким образом, органы и системы органов заложены к концу 8-й недели внутриутробного развития.
В этот период особенно опасно действие различных вредоносных физических факторов (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (недостаток витаминов, микроэлементов, гормональные нарушения, кислородная недостаточность, различные яды), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Их воздействие на формирующийся плод через организм матери может привести к развитию тяжелых пороков, в некоторых случаях – к гибели и отторжению эмбриона.
Одновременно происходит внедрение эмбриона в слизистую матки. Из части клеток эмбриона образуется зародыш, а другая часть образует трофобласт, участвующий в питании зародыша и в его механической защите. Первое время после имплантации зародыша в слизистую оболочку матки его питание осуществляется за счет ферментативного расщепления окружающих его клеток слизистой, а затем образуется специальный орган питания – плацента. Фаза плацентарного развития начинается с третьего лунного месяца. В этой фазе хотя и устанавливается обособленное от матери кровообращение, питание плода происходит за счет поступления необходимых веществ из материнского организма.
С момента образования плаценты (8–12-я неделя беременности) зародыш называют плодом. Связь плода с плацентой осуществляется с помощью толстой трубки, заполненной кровеносными сосудами, – пуповины. Все необходимые для жизни и развития вещества плод теперь получает из крови матери через плаценту и пуповину. По-прежнему быстро увеличиваются длина и масса плода: если в возрасте пяти месяцев он достигает 300 г, то к концу восьмого лунного месяца – 1700 г. Особенно большое нарастание массы (в основном за счет подкожной жировой клетчатки) происходит в 9-й и 10-й лунные месяцы, в течение которых масса плода увеличивается до 3200–3500 г, а размеры до 50–52 см.
С окончанием пренатального развития наступают роды, которые продолжаются в среднем 12–14 ч. На первом этапе родов благодаря сильнейшим сокращениям мышц матки плод продвигается вниз к шейке матки, затем после расширения шейки матки плод проходит через нее и выталкивается через влагалище наружу. Так происходит появление на свет новорожденного, который через пуповину еще связан с организмом матери. После перевязки и перерезывания пуповины ребенок отделяется от матери и делает первый вдох. Заканчиваются роды через 10–15 мин после рождения ребенка с выходом из матки последа, состоящего из плаценты и плодных оболочек.
Развитие плода в большой степени зависит от состояния плаценты. Через нормально функционирующую плаценту плод получает от матери кислород и все необходимые вещества. При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и химических веществ, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды. Повреждение нервной системы плода может быть вызвано заболеваниями матери, а также хроническим отравлением под воздействием профессиональных или экологически вредных факторов, алкоголизма или наркомании, иммунологической несовместимости матери и плода (например, конфликтом по резус-фактору). Нарушение кровообращения в плаценте может привести к хроническому кислородному голоданию плода, задержке его развития. Для благополучного развития плода очень важно обеспечить беременной женщине хорошие гигиенические условия и полноценное медицинское наблюдение.
Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения и заканчивается к концу первого месяца. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожденного. Достаточная зрелость плода и его способность адаптироваться к новым условиям жизни в значительной мере обусловлены течением беременности.
В период новорожденности происходит перестройка организма ребенка в новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, изменяется русло кровообращения ("включается" малый круг кровообращения). Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непрерывно спит. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние "неустойчивого равновесия", поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.
Для зрелого доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела – 3300 г для девочек и 3500 г – для мальчиков, длина – 50–52 см, окружность головки – 35 см, груди – 34 см. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, ярко выраженный мышечный тонус, особенно в мышцах-сгибателях, определяются физиологические рефлексы.
Важным показателем морфофункциональной зрелости и состояния новорожденного является его адаптация к внеутробным условиям существования. Она оценивается по десятибалльной шкале, получившей название шкалы Апгар, в течение первой минуты после рождения и повторно через пять минут. Оценке подлежат пять основных признаков: цвет кожных покровов, наличие и характер дыхания, частота пульса, выраженность мышечного тонуса, рефлекс чихания на раздражение катетером носовых ходов. В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценку в баллах (0, 1 или 2), полученные баллы суммируются. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности новорожденного, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
В период новорожденности могут проявиться слабые стороны организма ребенка (незрелость органов и систем, обусловленная неблагополучием внутриутробного развития; трудности приспособления к внеутробному кровообращению, дыханию, самостоятельному пищеварению; нарушения теплообмена, часто выраженные у недоношенных или переношенных детей), несовместимость матери и плода по резус-фактору, дефекты развития, некоторые наследственные заболевания.
Период младенчества, или грудной период, продолжается до года. В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь, оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее созреванию и развитию.
Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Активное состояние нервной системы быстро сменяется торможением, которое вызывает сон.
На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь – она становится важным показателем его нервно-психического развития. Недифференцированные звуки – гуление – постепенно сменяются лепетом – отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5–10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 – поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6–7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их количество увеличивается до 8).
Значительная интенсивность обменных процессов в сочетании с выраженной функциональной незрелостью и неустойчивостью регуляции различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.
Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития. Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого рациона и режима вскармливания.
Период молочных зубов разделяют на период раннего детства, или преддошкольный, или старший ясельный возраст, – с года до трех лет и дошкольный возраст, или период первого детства, – с трех до семи лет.
В период раннего детства по сравнению с грудным скорость увеличения размеров организма замедляется. Прибавка роста составляет 8–10 см в год, веса – 4–6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов – к двум с половиной годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. Быстро созревает нервная система, ребенок овладевает речью (запас слов увеличивается до 200–300, появляется фразовая речь). Развитие физических движений и речи позволяет ребенку более активно взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою очередь, стимулирует его дальнейшее развитие. Условно-рефлекторные связи, выработанные в первые годы жизни, закрепляются особенно прочно и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. В период раннего детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.
Организм ребенка раннего возраста по-прежнему отличается высокой уязвимостью, его ткани еще очень нежны и легко ранимы. Функциональные возможности систем пищеварения и дыхания у детей до трех лет совершенствуются, но в ограниченных пределах, поэтому необходимы определенные ограничения в питании и предупреждение влияния неблагоприятных климатических факторов. Сохраняется высокая подверженность заболеваниям, однако в связи с повышением адаптивных возможностей организма протекают они в основном легче, чем у детей первого года жизни.
В дошкольном возрасте (периоде первого детства) энергия роста значительно ослабевает (ежегодная прибавка роста 5–8 см, веса – около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация крупных и мелких движений: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых музыкальных инструментах. Они становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в занятия окружающих их взрослых и детей более старшего возраста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам. Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.
В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой пластичностью нервной системы это значительно облегчает целенаправленное обучение ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка. Дети 3–5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свойственны недостатки звукопроизношения, которые при правильном обучении с возрастом проходят. Умственному и речевому развитию способствуют общение детей со взрослыми и старшими детьми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок.
В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. Пища дошкольников мало отличается от пищи взрослых. Устойчивость организма к заболеваниям повышается, протекают они, как правило, легче, чем в раннем возрасте, реже встречаются осложнения.
В старшем дошкольном возрасте (на шестом-седьмом году жизни) наступает период интенсивного роста детского организма – первый ростовой скачок. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.
В последние годы широкое распространение получило обучение детей в школе с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима обучения, необходимого им, нельзя забывать, что физиологические потребности шестилетних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.
Младший школьный возраст, или период второго детства, длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. Начало этого периода отличается относительной сбалансированностью регуляторных процессов и всех жизнеобеспечивающих функций организма. В конце его отмечается нарастание рассогласованности регуляторных процессов, отражающееся в биоэлектрической активности мозга, в повышенной возбудимости и утомляемости, нередко – в снижении успешности в учебе. Эти изменения означают начало гормональной перестройки организма. Выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность их появления относительно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются полосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. У мальчиков в этот период процесс полового созревания выражен в меньшей степени. Лишь к концу периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена.
Подростковый период называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста – пубертатный, или второй ростовой, скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек отмечаются между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5–14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
В подростковый период интенсивно происходит половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14–15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). По сравнению с девочками у мальчиков пубертатный скачок роста выражен сильнее, а пубертатный период более продолжителен.
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции (способности воспроизводить потомство). Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у девушек, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у юношей.
Зрелый, пожилой, старческий возраст. В зрелом возрасте форма и строение тела, функции отдельных органов изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения всех органов. Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, рациональное питание, регулярные занятия физической культурой замедляют процессы старения.
В заключение следует отметить, что всякая возрастная периодизация условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей и подростков, для разработки научно обоснованной системы охраны их здоровья, для создания таких приемов воспитания и обучения, которые были бы адекватны каждой возрастной ступени и способствовали оптимальному развитию физических и психических возможностей детей и подростков. Не следует также забывать, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости, возможны и задержка биологического развития, и его ускорение.