Характеристика конкуренции на рынках сбыта новых продуктов (услуг) или технологий
Пятый раздел бизнес-плана, посвященный характеристике конкуренции на рынках сбыта новых продуктов (услуг) или технологий, может включаться в описание рынка (как часть предыдущего раздела) или выделяться в отельный раздел бизнес-плана. Для масштабных инновационных проектов данный раздел может разбиваться на самостоятельные разделы по отдельным рынкам сбыта и (или) смежным рынкам (например, характеризующим состояние рынка ключевых ресурсов или товаров-заменителей). В данном разделе представляется информация не только об уже присутствующих на рынке конкурентах (а для радикально новых продуктов (услуг) или технологий таковых может и не оказаться вовсе), но и для тех, которые способны в короткие сроки преодолеть барьеры выхода на рынок и оказать существенное влияние на рыночную ситуацию. Поэтому наряду с традиционным конкурентным анализом, разработанным в методологии стратегического менеджмента и маркетинга, для прогнозирования конкуренции на рынке инновационных продуктов (услуг) или технологий достаточно широко применяются модели инновационного поведения.
Согласно классификации, предложенной Л. Г. Раменским для биологических объектов и примененной к исследованию процессов формирования новых рынков (классификация Л. Раменского – Дж. Грайма), с радикально новыми продуктами (услугами) или технологиями на рынок выходят и эксплеренты – малые инновационные предприятия, обладающие преимущественно интеллектуальным капиталом и склонные к высокому предпринимательскому риску, которые задают правила поведения на новых рынках и определяют основной вектор технологического развития новых отраслей производства. Если эксплерент не успевает расти вместе с новым рынком (что чаще всего и происходит, поскольку малые инновационные предприятия обладают ограниченным потенциалом для развития), их доля на рынке постепенно сокращается, поскольку на него выходят крупные компании, или (по классификации Л. Г. Раменского) виоленты. Крупный бизнес, убедившись в высоком коммерческом потенциале нового рынка, как правило, мобилизует все ресурсы для его захвата. Малые инновационные компании, первыми вышедшими на новый рынок, вытесняются крупными компаниями, выигрывающими за счет низких цен, высокой производительности и известности торговых марок. В итоге малые инновационные предприятия либо разоряются, либо поглощаются крупными представителями бизнеса. Лишь некоторые эксплеренты, а также теряющие позиции на существующих сокращающихся под влиянием инноваций рынках средние и крупные компании пытаются приспособиться к условиям жесткой конкуренции и ищут незанятые виолентами рыночные ниши. Такое инновационное поведение по классификации Л. Г. Раменского получило название "патиентпого". Как правило, существование ниш на рынке связано с возникновением на нем специфических потребностей. При этом для виолента по разным причинам оказывается невыгодной стратегия дифференциации (например, известно, что чем более производительным является автоматизированное производство, тем сложнее его перенастройка и выше средние издержки на переориентацию и модификацию выпускаемой продукции). Вследствие этого средние и малые компании за счет более высокой гибкости имеют возможность быстрее реагировать на запросы потребителей либо, привлекая значительный интеллектуальный капитал, противостоять давлению конкурентов. Нередко успехи патиентов связаны с определенными преимуществами территориального расположения или монопольным контролем определенных ресурсов (в том числе интеллектуальных).
Биологическая классификация Л. Раменского – Дж. Грайма для инновационного рынка была дополнена еще одной группой – коммутантами, к которым относятся небольшие предприятия, специализирующиеся на быстром обслуживании, предоставлении небольших по объему нестандартных разовых услуг или производящие продукцию для обеспечения деятельности крупных компаний (как правило, виолеитов). Их инновационная активность полностью определяется и зависит от инновационной активности виолеитов: освоение новой продукции или технологии виолентом приводит к смене ассортимента выпускаемой продукции коммутанта. Нередко вследствие развития аутсорсинговой модели бизнеса коммутанты не имеют собственных подразделений, занятых НИОКР, поскольку всю рабочую техническую документацию для них разрабатывает виолент. Другой тин коммутантов – научные и исследовательские центры, выполняющие НИОКР по заказу виолентов, осуществляющие аналитические исследования и оказывающие консультационную помощь для разработки стратегий инновационного развития виолентов и (или) инновационных проектов и программ. В отличие от эксплерентов научные коммутанты не обладают самостоятельной инициативой в инновационном процессе, их инновационная активность в полной мере зависит от виолента. Третьим типом коммутантов являются дженерики и клон-мейкеры – множество малых и средних предприятий, копирующих достижения инновационных лидеров. Экономя на НИОКР, эти компании способны существенно снизить цену на инновационные продукты, подрывая финансовое состояние виолентов и патиентов, что заставляет последних искать новые товары (услуги) и технологии и выходить на новые рынки. Несмотря на традиционное негативное восприятие пиратской деятельности, роль подобного рода коммутантов в инновационном процессе положительна: их присутствие на рынке способствует развитию и росту инновационной активности.