Характеристика инновационных ресурсов торговой отрасли
Инновационные ресурсы торговой отрасли создаются при использовании результатов научных исследований для совершенствования функционирования сферы товарного обращения. Их применение создает существенный экономический эффект, однако стоимость НИОКР часто оказывается высокой, и отдельное предприятие не может их оплачивать.
Словом "новация" (лат. novatio – изменение, обновление) обычно обозначают что-либо новое, какое-то новшество, которого раньше не было.
В настоящее время термины "инновация", "инновационная деятельность" используются в том значении, которое было заложено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. №832.
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого па рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Под инновационными ресурсами торговой отрасли обычно понимают, во-первых, материальные и нематериальные активы и, во-вторых, способности, навыки, квалификацию работников отрасли, которые в совокупности позволяют вести инновационную деятельность и использовать ее результаты в работе всей сферы товарного обращения и отдельных предприятий.
Использование инноваций позволяет торговым предприятиям решить проблемы повышения эффективности деятельности предприятия; экономии издержек обращения; повышения производительности труда и квалификации персонала; повышения эффективности использования ресурсов и изыскание резервов совершенствования торгового процесса.
Наиболее яркими примерами инноваций в торговле являются:
• новые методы и формы об организации торговли;
• новые методы использования ресурсов отдельных торговых предприятий и торговой отрасли в целом;
• прогнозирование основных направлений развития торговой отрасли и регулирования деятельности торговых предприятий и торговой отрасли в целом;
• научная организация труда и поиск резервов роста производительности труда;
• создание новых товаров и услуг по заказу торговых предприятий;
• создание и применение в практической деятельности новых знаний в области маркетинга, менеджмента, логистики, экспертизы качества товаров, технологии приготовления продукции общественного питания;
• создание и развитие новых видов транспорта;
• сокращение издержкоемкости отдельных товарных групп;
• повышение квалификационного уровня работников отрасли.
В силу особенностей деятельности торговых предприятий в отрасли обычно формируется спрос на результаты прикладных исследований, а также опытно-конструкторских разработок, а не фундаментальных научных исследований. Торговым предприятиям интересны готовые к коммерческой реализации идеи, новые методы работы, гарантирующие экономический эффект, а не поиск новых знаний, которым занимается фундаментальная наука. Но именно фундаментальные исследования создают те основы развития научно- технической мысли, которые в дальнейшем становятся базой для создания всех новшеств и усовершенствований, которые продаются в виде товаров, предлагаются в виде услуг, а также используются для организации производственных и торговых процессов. Обычно заказчиком фундаментальных исследований является государство, так как только оно способно организовать и оплатить дорогостоящие научные исследования, в которых сроки выполнения и результат неопределенны. Торговые предприятия редко выступают заказчиками таких исследований, в основном тогда, когда предприятие обладает достаточными средствами, видит перспективы получить положительный результат. Во многих странах налоговое законодательство предоставляет предприятиям, финансирующим научные исследования, льготы по налогу на прибыль и некоторым другим налогам. Для многих предприятий это является серьезным стимулом, так как позволяет одновременно освободить от налогообложения часть прибыли, получить результаты НИОКР и внедрять их, извлекая выгоду, создать себе имидж одновременно мецената и новатора в своей сфере деятельности, заинтересованного в развитии научно-технического прогресса.
Отмстим две особенности инновационных ресурсов:
1) между внедрением (началом использования) нововведения и моментом, когда оно начнет приносить экономический эффект, может пройти несколько месяцев или лет. Это значит, что окупаемость новшества отдаляется во времени, что снижает привлекательность нововведения для инвесторов;
2) часто эффект инноваций выражается не в сумме экономического эффекта, а через социальный эффект: например, экономию времени покупателей, рост качества оказываемых услуг, улучшение атмосферы в коллективе торгового предприятия, рост степени удовлетворения потребностей покупателей в товарах и услугах и др.
Заметим, что к нововведению должны быть готовы не только сотрудники торговых предприятий, но и покупатели. Многие новые товары не находят своего покупателя, если выводятся на неподготовленный рынок и покупатели не имеют представления об особенностях нового товара и преимуществах его использования по сравнению со старыми моделями. Подготовка покупателей к инновациям в сфере организации торговых предприятий, обслуживания, к новым товарам осуществляется обычно через широкую рекламную и информационную деятельность. Подготовка персонала торговых предприятий к новым методам работы (в том числе работы с покупателями), повышение квалификации, обучение работе с новым оборудованием осуществляются на базе собственных учебных центров или с привлечением образовательных учреждений.
В настоящее время объем данных о формировании и использовании инновационных ресурсов в торговле ограничен. Доступна только относительно общая информация по инновационным ресурсам оптовой торговли. Оборот оптовой торговли в 2006 г. составил 19922 млрд руб., и в этот год отрасль затратила менее 1% своих доходов на формирование и развитие инновационных ресурсов. Это довольно низкий показатель, особенно если проводить сравнение с другими отраслями, например, в отраслях обрабатывающей промышленности затраты на инновационные ресурсы составляют до 5% доходов. Распределение затрат было следующим: на технологические инновации израсходовано 56,9% от общего объема затрат, на научно-исследовательские работы – 17,2, затраты на машины, оборудование, связанные с внедрением продуктовых и процессных инноваций, составили 14,7%, на подготовку персонала – 8,0, на маркетинговые исследования – 3,1, на создание и поддержание в силе патентов и лицензий – 0,01% всех затрат, связанных с формированием и развитием инновационных ресурсов.
По розничной торговле подобная информация отсутствует, поэтому нет возможности проанализировать процесс формирования инновационных ресурсов, что весьма прискорбно. Детальное изучение особенностей формирования инновационных ресурсов в оптовой и розничной торговле является основой их развития и совершенствования.